У нас есть ресурсы и мозги. Молдаванин Влад Каим вошел в состав группы ООН по изменению климата

missing
17 августа 2020, час 22:17

Выпускник факультета международных экономических отношений МГИМО Владислав Каим начал приобретать опыт в своей сфере еще в университете – одним из первых организовал студенческий форум по целям устойчивого развития. Сейчас молодой дипломат из Молдовы обучается на магистратуре в Швеции, а недавно Влад вошел в состав консультативной группы Генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата. Теперь Владислав будет советовать Генсеку ООН Антониу Гутерришу по вопросам, связанным с видением молодёжи на роль устойчивых стратегий и в обеспечении более зелёного будущего для мира. О своем новом назначении, международных стажировках и “зеленом” развитии Молдовы – в интервью Влад Каим. 

-Молодежная консультативная группа по изменениям климата при Генеральном секретаре ООН. Как ты туда попал? 

-Это был международный двухступенчатый отбор: молодежные организации в климатической сфере по всему миру выдвинули каждый по три кандидата. Я подал свою заявку от организации YOUNGO – это официальное молодежное представительство при Рамочной конвенции ООН об изменении климата. На стол Генерального секретаря попали около 75 заявок. В итоге выбрали семь человек. Помимо меня деятельность группы будет обеспечиваться еще шестью коллегами из Бразилии, Судана, Франции, США, Индии и Фиджи.

-Чем занимается консультативная группа?

-Задача группы – помогать Генсеку ООН с выполнением и внедрением его Климатической стратегии на 2020-21 год. В нее только закончили вносить поправки в связи с COVID-19. В стратегии всего шесть приоритетов. Среди основных: создание “зеленых” рабочих мест, упор на восстановление и стимулирование экономики после коронавируса, а также прекращение выделения субсидий загрязняющим секторам экономики (добыча природных ископаемых). 

-Консультативная группа ООН состоит из молодых специалистов. Как ты думаешь, почему к обсуждениям на столь высоком уровне привлекают молодежь?

-Потому что значительная часть прогресса по климатическим вопросам, которого удалось добиться за последние годы, включая с момента Подписания Парижского соглашения по климату, обусловлена возрастающей активностью молодежи по этим вопросам как на местах, так и на глобальном уровне. Это и школьные забастовки за климат по всему миру, начавшиеся с выступлений шведской школьницы Греты Тунберг (прим. шведская экологическая активистка, получившая международную известность и признание за продвижение мнения о неизбежном кризисе для человечества в результате изменения климата). 

Рамочная конвенция ООН об изменении климата охватывает 197 Сторон – почти все страны мира. На базе Конвенции в 2015 году было заключено Парижское соглашение. Центральной задачей Парижского соглашения является удержание прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней и приложение усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 градусов Цельсия. 

Сейчас в мире помимо климатических активистов на политическую арену выходят и молодые профессионалы. Это не в новинку, что делегацию своей страны на переговорах по климату может представлять молодой специалист. Я не раз это видел на международных форумах и конференциях. Посыл ООН таков: вы помогаете нам, а мы вам. Если бы мы хотели созвать совет мудрецов – то уже давно сделали бы это. Упор делается на молодое поколение, которым решать проблемы следующих десятилетий.

Особенность тренда молодежного движения в его акценте на науке. Наша задача заключается в том, чтобы поставить именно науку, а не политические амбиции на первое место. А наука демонстрирует, что климат на планете меняется и это приводит к природным катаклизмам: сильнейшие пожары и наводнения, повышение температур. Уже несколько лет сильнейшие государства не могут договориться по рынкам выбросов CO2 и по поводу климатического финансирования развивающихся стран. Последний отчет экспертов о том, как сделать чтобы мир не потеплел на 1,5 градуса по сравнению с доиндустриальной эпохой, так и не приняли. 

Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) отмечают, что дикой природе Земли прежде всего угрожают три сферы экономики — производство питания (использующее земельные и водные ресурсы), инфраструктура и энергетика (включая добычу полезных ископаемых). Деятельность человека в этих секторах создает 15 ключевых угроз биоразнообразию планеты.

-Как обстоят дела у Молдовы в плане климатической повестки?

-В этом году Молдова стала четвертой страной в мире, которая подала в секретариат рамочной конвенции ООН по изменению климата со своей обновленной программой по национальным обязательствам. Европейский союз и UNDP помогли нам разработать национальные обязательства по сокращению выбросов и по мерам по предотвращению к изменению климата и мы подали в ООН, что стало для страны очень хорошим событием. Раньше нас это сделала Норвегия и пару островных государств Тихого океана. В прошлом году к слову Молдова присоединилась к новой финансируемой ЕС региональной инициативе “EU4Climate”. Она будет направлена на решение ряда проблем, связанных с климатом, в смягчении последствий изменения климата и адаптации к ним, а также в переходе к экономике с низким уровнем выбросов и устойчивой к климату экономике в соответствии с Парижским соглашением.

 -Над какой идеей ты работаешь в рамках группы?

-Мой проект заключается в поддержке молодежи в контексте их будущего трудоустройства – чтобы страны участники Парижского соглашения (Молдова также подписала соглашение в 2015 году), разработали механизм подготовки создания “зеленых” рабочих мест .
Проект предлагает, чтобы у каждой страны создавалась система, в рамках которой молодые люди, которых интересует карьера в индустриях по борьбе с изменением климата, получили возможность обучаться этим навыкам и получать фундаментальные знания. Если ты например, хочешь заниматься экологической инженерией, у тебя должна быть поддержка от преподавателей, советы по карьере и уверенность, что твои навыки будут востребованы. Это позволит уменьшить темпы миграции среди молодежи.

Зеленые рабочие места представляют собой работу в экологических секторах экономики. Это может быть работа в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности; научные исследования и разработки,  которые способствуют сохранению или восстановлению качества окружающей среды; работа в финансовом и корпоративном секторе (выпуск зеленых облигаций, оценка климатических рисков и др.).

-Насчет зеленых реформ. Что, на твой взгляд, в Молдове можно было бы внедрить?

-Хороший вопрос. Я думаю у нас в сфере зеленых рабочих мест открывается огромный спектр вещей, которыми можно заниматься. Начиная от тех, кто устанавливает солнечные батареи и заканчивая теми, кто выпускает зеленые облигации. Для того, чтобы подготовить этих специалистов, Молдове необходимо пересмотреть нашу систему образования, начиная с лицейского звена. Чтобы у тебя была возможность обучения новым экологическим профессиям, как в учебном заведении, так и за его пределами. Чтобы у тебя была поддержка менторов и консультантов в том числе из частного сектора.

Климатический саммит в Нью-Йорке


Нам будут нужны рабочие места, связанные с биоразнообразием и консервацией. Это и предотвращение вырубки лесов или нормализация ситуации на реке Днестр. Люди должны понимать, что наши реки, леса и в целом природа – это общественное благо. И что это общественное благо, которое может приносить доход без нанесения экологического ущерба. Для этого не всегда обязательна только квалифицированная рабочая сила. В США в 30-х годах в самый разгар Великой Депрессии была создана программа по созданию национальных парков. Это позволило создать рабочие места для миллионов человек, которые в одночасье потеряли работу. Другой пример это Пакистан – страна с довольно тяжелым экономическим положением. На фоне безработицы, вызванной коронавирусом, они внедрили план по посадке 500 млн деревьев, что создало новые рабочие места, дав людям средства к существованию. В том же Пакистане сравнительно недавно обнаружился прирост популяции пчел в некоторых местностях, и теперь Пакистан становится регионом по производству меда, что станет для них еще одним источником экспорта. 

– Что тогда может быть перспективно у нас?

-На мой взгляд, мы можем подняться выше в производстве агротехнологий. Не думаю, что сельское хозяйство – это наше все, но что касается технологий – это шанс. Возобновляемая энергетика тоже. По потенциалу ВИЭ Всемирный экономический форум относит нас едва ли не к десяти наиболее перспективным по Европе. 

К возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) относят солнце, ветер, воду (кроме крупных ГЭС), геотермальные источники, биотопливо, т. е. все источники, энергия которых считается неисчерпаемой.

Нам нужно развивать наши научно-исследовательские разработки. В индустрии новых технологий большой приток венчурного капитала, и новые технологии всегда привлекали талантливую молодежь. У нас есть хорошая технологическая школа, у нас есть инноваторы, которые могли бы этим заниматься. При условии создания правильной системы поддержки это возможно. 

-Как ты представляешь развитие у нас научных разработок?

-К примеру, при помощи крупных мировых компаний. Например если мы хотим развивать в стране ветроэнергетику, почему не кооперироваться с такими историями успеха как Ørsted? Дания в 70-х была полностью зависима от импорта нефти. Но потом они приняли решение рассчитывать только на свои ресурсы, а это в первую очередь ветер. И теперь они одни из мировых лидеров в этом секторе.
В нашем регионе системно этим никто не занимается, а у нас есть и  ресурсы, и мозги. Если мы соединим две эти точки вместе и покажем, что на основе этих факторов мы можем создать высокотехнологичную экономику – мы откроем для себя новые возможности. При этом важно, чтобы первым венчурным капиталистом в стране было государство. В США есть Управление перспективных исследовательских проектов Министерства (DARPA) – агентство, которое финансировало самые инновационные проекты. Так появился интернет, его разработку финансировали в этом управлении. И все, что мы видим в айфоне – тоже было создано на гранты от DARPA. Нужна поддержка государства в плане инновационных стратегий. 

-Ты говорил, что очень важно уделять внимание образованию. Есть какие-то перспективные направления обучения?

-Со скоростью, с которой развиваются технологии, мы сталкиваемся с ситуацией, когда ты поступаешь на одну программу, а по окончанию обучения твоя профессия меняется на 180 градусов. Скорость, с которой мы должны будем уметь приспосабливаться, только увеличится. Поэтому мой совет – всегда быть гибкими, потому что образование теперь не заканчивается одновременно с получением диплома. Нужно иметь четкое представление того, где нужно переквалифицироваться и когда.

Сложность в том, что мы не знаем, что произойдет через 5 лет. Но можно посмотреть на пример Эстонии. Что они сделали после развала СССР? Они отказались от многих советских индустрий, но оставили некоторые научные разработки, в том числе в сфере кибернетики. Они не знали, что за 10-15 лет это приведет их к созданию одного из первых в мире электронного государства. В Молдове способностей больше, чем мы привыкли думать. К примеру, разработка ПО и робототехника. Достаточно посмотреть разработки Академии Наук или Технического университета. Там действительно делают серьезные вещи. 

Подготовительная встреча к климатическому саммиту. Абу-Даби

-Это твой первый опыт в подобных программах?

-На таком высоком – да. Но помимо этого у меня есть опыт в молодежном секторе по устойчивому развитию. Интерес к этой сфере у меня появился еще в МГИМО. Мы с однокурсниками создали Международный студенческий форум по Целям Устойчивого Развития, который стал одной из первых площадок по объединению студентов в сфере ЦУР.  Сейчас я учусь на магистратуре по экономике в Лундском университете. 

Цели устойчивого развития ООН — это 17 целей и 169 задач, которые все государства-члены ООН (193) согласились достичь к 2030 году. Среди них — ликвидация крайней нищеты и голода, всеобщее начальное образование, сохранение биоразнообразия. В 2016 году на смену Целям развития тысячелетия пришли Цели устойчивого развития на период до 2030 года (ЦУР). В общей сложности их 17, и они включают 169 задач. Каждый год эксперты ООН обновляют Индекс прогресса по ЦУР для каждого государства. В обновленном рейтинге ЦУР Молдова занимает 42-е место. Последний отчет выделял проблему борьбы с твердыми отходами. Доступ к образованию зашел в тупик, а именно доступ к питанию в образовательных учреждениях из малообеспеченных семей. 

Уже более двух лет  предметно работаю с 8-й (достойная работа и экономический рост) и 13-й (борьба с изменением климата) целями устойчивого развития. Так в прошлом году мне последовало приглашение на климатическую встречу, которая проходила в Абу-Даби, потом было участие в составлении повестки на Молодежном климатическом саммите в Нью-Йорке и главный саммит там же (где была знаменитая речь Греты Тунберг). Сейчас я продолжаю быть координатором по Европе в молодежной рабочей группе при ООН по миграции. Совсем недавно закончил стажировку в подразделении по развитию талантов Программы развития ООН, расположенном в Копенгагене.

-Какие у тебя карьерные перспективы и цели?

-Моя специальность позволяет мне работать одновременно и в частном секторе и в международных организациях. К тому же нашему поколению нет смысла ограничивать себя в каком-то одном профессиональном треке. Даже если посмотреть отчеты Всемирного экономического форума, то мы видим, что нашему поколению светит несколько раз поменять не только работу, но и карьеру. 

Подпишитесь на новости по электронной почте

TV8.md - новостной сайт из Молдовы с актуальными социальными, политическими и экономическими новостями, прогнозом погоды, политическими ток-шоу, интервью и расследованиями.
TiktokFacebookInstagramYoutubeTelegram

© 2024 TV8.md. Материалы, опубликованные на tv8.md, доступны только со ссылкой на источник и посредством активной ссылки на страницу статьи.

FacebookInstagramYouTubetwittertelegramtelegram