Кампания по дискредитации украинских беженцев, которая началась в информационном поле Молдовы в первые дни полномасштабной войны России против Украины, внезапно завершилась так как не достигла своих целей. За ней следовали и продолжают следовать другие информационные кампании по раскачивают ситуации в РМ, это был лишь один из многих вариантов. Об этом заявил в программе "Доброго вечора, ми з України!" на TV8 председатель ассоциации WatchDog.MD, медиа-эксперт Валерий Паша.
"Мы наблюдали серьезный всплеск в марте прошлого года, когда была видна четка накрутка, в том числе за счет того, что единичные случаи показывали в российских СМИ. Это кампания направлена не только на Молдову, была там Польша и Чехия. Она направлена на продвижение ненависти к беженцам. В отношении Молдовы, я не исключаю, что тут действительно пытались за счет этого играть на каких-то ксенофобских чувствах, националистических и антиукраинских, попытаться спровоцировать какие-то стычки между беженцами и местными жителями", - говорит Паша.
По его словам, для российской пропаганды было крайне важно находить аутентичный контент. Зрители больше поверят в историю о "наглости беженцев" от местного жителя Молдовы, чем от какого-то спикера из России. Для этих целей применялись разные средства: "нарезка" видео реальных историй, с помощью монтажа искажая начальный посыл, закупка роликов с вымышленными или додуманными историями и ситуациями с их последующим продвижением в социальных сетях, просто фейковые видео, где, например, старый ролик с дракой в Северной Македонии, подписан как "беспредел" украинских беженцев в Молдове.
Особенно такие ролики были популярны в TikTok, из-за работы его алгоритмов и из-за легкости вовлечения аудитории. Многие люди, которые в глаза не видели украинских беженцев и не сталкивались с ними, тоже на волне этого "хайпа" записывали свои реакции на рассказанные кем-то истории или возмутившие их ролики. И в информационном поле происходил эффект "снежного кома", проблема казалась глобальной, потому что ее обсуждали все, говорит эксперт.
Паша отмечает, что его организация WatchDog тогда начала мониторить фейки об украинских беженцах и обнаружилось, что примерно в конце апреля огромная волна роликов и публикаций в социальных сетях на эту тему просто прекратилась, как по щелчку пальца.
"Мы наблюдали эту волну хейта. Дезинформации связанная с беженцем была искусственно накручена, абсолютное искусственно. Уже в апреле просто нам было не о чем писать по этому поводу. (...)
Если говорить о том, почему это исчезло, это была часть кампании. Они пробовали как дестабилизировать Молдову. Вспомнили, что есть же волна беженцев, прошли сотни тысяч людей, десятки тысяч остаются в стране. Давайте, пускай они там между собой передерутся и мы как-то спровоцируем подобным образом беспорядки. Так не получилось, переключились на следующую тему. Уже ближе к маю они раскручивали тему запрета георгиевской ленты в Молдове, который должен был вызвать "революцию" в Молдове. Не прошло. Потом летом запрет концерта Киркорова. Осенью начали подкупать гопников для протестов партии "Шор", сейчас у них тоже что-то есть. Это продолжается.
У них там постоянно какие-то адаптивные планы, как раскачать Молдову и посеять хаос", - подытожил Паша.