Иоланта Мура: Почему я не пишу о бизнесе в Молдове? Потому, что в Молдове нет здоровой бизнес-среды

05 июня 2019, час 09:00

Все в чем мы преуспели – это пиар реформ и «тяжкой» работы тех, кто принимает решения и пытается изменить наше восприятие данных решений в нужном для власть имущих направлении.

Первый раз я вернулась в Молдову в 2004 году, и с тех пор не перестаю говорить одно и тоже о проблемах бизнес-среды, «заработав оскомину на зубах», а в голове не проходящее чувство дежа вю. Все эти годы Молдова бурно реформировала, принимала законы, меняла законы, создавала проверяющие органы, потом их урезала, боролась с коррупцией, наводила порядок в юстиции…, к сожалению, процесс все еще идет, а конца и края так и не видно.

Как пример, короткий анализ, сделанный мной в прошлом году на основании своего многолетнего опыта борьбы за бизнес-среду, в которой кардинально так ничего и не изменилось. Молдавские политики настолько увлечены политическими играми и жаждой власти, что каждый раз забывают заложить фундамент здорового государства, а значит и экономики. Нас кормят «волшебными плюшками» под видом подоходного налога, НДС, акцизов,  многочисленных реформ во всех областях, упрощения контролирующих органов, привлечения инвесторов в страну, в которой «из любого семени может вырасти чудо», но, как я уже говорила- «кина не будет» пока не будет кинотеатра.

Молдавские политики настолько увлечены политическими играми и жаждой власти, что каждый раз забывают заложить фундамент здорового государства, а значит и экономики.

Печально, что написанное ниже является актуальным уже много лет и возможно останется таковым и в будущем. Все-таки, ради аккуратности, я добавила данные 2018 года, которым, к сожалению, не удалось изменить дух статьи.

Анализ Регуляторного Воздействия (Regulatory Impact AnalysisRIA)

Появившись в США в 1978 году, АРВ был призван анализировать разные воздействия планируемого к принятию законодательного акта на широкий спектр отраслей, бизнес-среду и общество. Мы не сразу понимаем, насколько многолико это воздействие, и, нередко, при решении каких-либо узкопрофильных проблем в очередной раз получаем подтверждение того, что «благими намерениями устлана дорога в ад», либо «хотелось, как лучше, получилось, как всегда», так как, решая одну проблему, создаем еще десять. Вот, зачем нам нужны два заумных анализа регуляторного воздействия: Exante – анализ, который осуществляется до принятия закона, и Expost – анализ, который делаем через некоторое время после его внедрения, чтоб оценить, достиг ли он намеченной цели.

Многие это поняли и в 90-х этот анализ стал обязательным в двенадцати странах Организации экономического сотрудничества (OECD), в 2000-е – в двадцати странах, а в 2002 и в ЕС. Куда нам, скажете вы! А вот и нет: в 2004 году у нас был принят 424 закон о пересмотре и оптимизации нормативной базы регулирования предпринимательской деятельности, в 2006 – 235 закон об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности и 1230 постановление Правительства об утверждении методологии анализа последствий регулирования и мониторинга эффективности процесса регулирования, в то время как в закон о нормативных документах и законодательных документах были внесены правки об обязательном выполнении АРВ на бизнес-среду.

И что? И ничего: АРВ либо не выполняется, либо выполняется поверхностно, я бы сказала лишь бы. Либо законопроект идет, как парламентская инициатива (не могу понять почему член парламента должен быть превыше закона, хотя, как показывают последние события, может быть и хуже! Хуже – это когда Парламента вообще нет). Вот так и живем. А когда я в энный раз поднимаю этот вопрос на меня смотрят как-то странно¸ типа у нас тут, “дамочка”, дела поважнее, или, в крайнем случае: «Ну, ты же понимаешь, некому делать этот «долбанный анализ», чиновники у нас в большинстве своем никакие».

«Никакие» чиновники.

И тут опять моя заевшая пластинка о реформе публичной администрации а-ля Грузия. У нас первая инициатива по реформированию публичной администрации датируется 2005 годом, и в продолжении этого была составлена стратегия на 2016-2020 гг. Только я пока не предвкушаю никаких качественных изменений  как: рокировки, переставления, воссоединения. Скучно и не эффективно.

World Economic Forums 2018 Global Competitiveness Report,  оценивает результативность Молдавского Правительства в 45.7 баллов из 100, а Millennium Challenge Corporation в 41% считая эту область проблематичной так как она на 0.29 балла ниже минимального порога для группы стран, в которую мы входим.

Вы задумывались, почему есть процесс, а нет результата? Чрезмерная политизация – вот почему. Конкретно данная реформа не только не популистская, но и, прям-таки, анти популярная.  И, несмотря на то, что она может и должна принести пользу народу и государству, 13 лет никто ни решился довести ее до кондиции, ведь все хотят быть переизбранными и править если не вечно, то хотя бы лет восемь.

Я в бизнесе немало лет «варилась» и все бизнесмены вопили: дайте нам предсказуемость, стабильность, гарантий и мы вам дадим ВВП, рабочие места, и т.д.! Но, работая от выборов до выборов, или и того меньше (вспомним наши многочисленные правительства), чиновники не в состоянии думать долгосрочно, ведь «после нас – хоть потоп»!

Я в бизнесе немало лет «варилась» и все бизнесмены вопили: дайте нам предсказуемость, стабильность, гарантий и мы вам дадим ВВП, рабочие места, и т.д.! Но, работая от выборов до выборов, или и того меньше (вспомним наши многочисленные правительства), чиновники не в состоянии думать долгосрочно, ведь «после нас – хоть потоп»!

Принципы молдавского законодательства: предсказуемость, прозрачность и стабильность бизнес среды не работали, не работают, и работать пока не собираются.

Эти принципы впервые появились в вышеупомянутом 235 законе от 2006 года. Затем косвенно упоминались и другими документами. Опять, та же ситуация: законы есть, принципы заложены, но не работают, так как последующие законы, изменения законодательства и т.д. не считают должным их соблюдать, вернее те, кто их принимает!  Например, принятие фискальной политики в последние дни декабря, либо вообще в январе, да еще и с нормами обратного действия. Там налоги, акцизы, а ещё “лучше” кардинальные изменения налогового кодекса. Серьезные бизнесы планируют среднесрочно и долгосрочно. В сентябре, обычно, все стратегии и бюджеты уже утверждены. Когда я работала на такие компании было сложно объяснить капиталистам, как это у нас неизвестно еще, какой акциз будет через 3 месяца. Принятие некоторых законов без публичных консультаций, либо с формальными консультациями, а, еще круче, внесение существенных изменений на последней стометровке в Парламенте или вообще на стадии редактирования для Monitorul Oficial. Ну, мы все это помним, хотя хочется забыть, как страшный сон.

Кстати, растущий с 2008 года рейтинг Doing Business (лёгкость ведения бизнеса), показал падение с 44 места в 2017 до 47 в этом году, а ведь это практически единственный рейтинг, которым мы гордились, «усердно работая» над упрощением открытия бизнеса в Молдове.

Кстати, растущий с 2008 года рейтинг Doing Business (лёгкость ведения бизнеса), показал падение с 44 места в 2017 до 47 в 2018 году, а ведь это практически единственный рейтинг, которым мы гордились, «усердно работая» над упрощением открытия бизнеса в Молдове.

Может быть, несмотря ни на что, инвесторы, все-таки, рискнули бы, сознавая, что все переменчиво, если бы судебная система была стабильна и не коррумпирована? Ну, нет! Это явно не наш случай. Согласно World Economic Forums 2018 Global Competitiveness Report, Молдова занимает 130 место из 140 стран с индексом в 2.3, по шкале, от 1 до 7, где 1= полное отсутствие независимости.

Согласно World Economic Forums 2018 Global Competitiveness Report, Молдова занимает 130 место из 140 стран с индексом в 2.3, по шкале, от 1 до 7, где 1= полное отсутствие независимости судебной системы.

Юридическая система Молдовы, пожалуй, самый большой мотив для беспокойства.

Инвесторы- люди опытные. Их ватрушками и красивыми словами не заманишь. Да их и красивыми законами не заманишь, если они знают, что в суде все «шиворот – навыворот». А сколько бы мы ни кичились, но призрак коррумпированной судебной системы Молдовы бродит уже не только по Европе.

Реформируем мы эту систему давно, даже умудрились потерять бюджетную помощь ЕС этому сектору. Будучи юристом и членом Гильдии адвокатов Румынии, я всегда улыбалась бравадам, пропагандирующим удачные реформы юстиции, которые почему-то не затрагивают вещи фундаментальные. Ну, например, заседание суда проходит в кабинете судьи. А, как быть со статьей 23 Гражданского процессуального кодекса, которая гарантирует принцип гласности судебного разбирательства? Это значит, что любой человек старше 16 лет может зайти в зал заседания утром и выйти вечером, когда все закончилось. Если это не зал, а кабинет, сами понимаете, лишь бы кто зайти не может, да и места нет. Мелочь, скажете вы. Ни этот, ни другие основополагающие принципы юридического процесса мелочью быть не могут и не должны. Ведь, чем больше людей в зале, тем сложнее «химичить», договариваться и беспредельничать. Так, заседания у нас же записываются, скажете вы (тоже вследствие реформы). Да, скажу я, но в нужные моменты запись отключают, потом опять включают (человеческий фактор, как говорится). А теперь представьте, как непросто это делать в зале заседания, полном людьми.

Про систему выборочного распределения судебных дел еще дольше рассказывать. Много времени ушло, чтоб понять и попробовать исправить то, как находчивые молдаване подавали 10 заявлений в суд, ждали распределения, потом выбирали нужного судью и 9 заявлений отзывали. Софт спустя столько лет усовершенствовали, и похожие заявления он видит, но, что с этим потом делают и привлекают ли кого к ответственности, я так ответ и не получила. Кстати статистика CEDO (Европейский суд по правам человека) тоже не радует. В рубрике реформа юстиции нечего выделить, так как никакой работы на данный момент не ведётся.

Коррупция. А как же без нее любимой. Что коррупция у нас процветает это факт!

Рейтинги Молдовы за 2018, связанные с коррупцией год выглядят так:

Transparency international corruption index, в котором мы провалились с 102 места в 2015 году на 117 место в 2018 (33 пункта из 100, где 0 – высоко коррумпированная среда, 100 – чистая).

Индекс распространенности коррупции согласно World Economic Forums 2018 Global Competitiveness Report, составляет 31.0, где 0 – высоко коррумпированная среда, а 100- чистая.

– Так же Moldova Scorecards за 2019 год, опубликованные Millennium Challenge Corporation показывают значительные проблемы в контроле коррупции, а именно лишь 24% ( -0.29 баллов, при минимальном пороге в 0.00 для группы стран, в которую мы входим).

С коррупцией мы явно боремся плохо, а, как с ней бороться, если она у нас в умах?

С коррупцией мы явно боремся плохо, а, как с ней бороться, если она у нас в умах?

Это точно, как у Булгакова про разруху, обожаю «Собачье сердце»! Смотрите, мы критикуем всех и вся за коррупцию, но сами так и норовим либо что-то “решить”, где-то в очереди не постоять, не стой полосы дорожной свернуть, с учительницей поговорить, подарок ей подарить, в университете деньги в зачетку положить. Знакомо? Мне ли вас учить! Вот, замкнутый круг и получается. Кому-то ведь надо его разорвать. Либо государству через комплексный подход, включая наказание чиновников и «граждан-ходоков» (чиновников можно и поощрять, но денег нет, тем более при таком их количестве), либо самим гражданам, но придется выйти из зоны комфорта, забыть про нанашей и кумэтров, плюс научиться отстаивать свои права. Иначе никак.

Кто готов? Сразу говорю, дело не простое, на себе испробовала. Вся система так и толкает тебя: «Ну давай, оступись, позвони, обратись, дай на лапу». Печально, но факт. Многие сдаются. И все встает на круги своя…

Кстати, надо бы написать о конкурентной среде у нас в стране, без «здоровья» которой бизнесу никуда. Но это длинная и печальная история. Оставим её на потом. А пока, до встречи в следующую среду.

 

 

Подпишитесь на новости по электронной почте

TV8.md - новостной сайт из Молдовы с актуальными социальными, политическими и экономическими новостями, прогнозом погоды, политическими ток-шоу, интервью и расследованиями.
TiktokFacebookInstagramYoutubeTelegram

© 2024 TV8.md. Материалы, опубликованные на tv8.md, доступны только со ссылкой на источник и посредством активной ссылки на страницу статьи.

FacebookInstagramYouTubetwittertelegramtelegram