3 июня 2019 года, во дворе Академии искусств в Кишиневе на ул. 31 августа открылся центр креативных индустрий — ARTCOR. На площади 1000 квадратных метров в двух блоках во дворе академии расположился креативный хаб, как пишет Locals, “объединяющий людей, которые хотят менять и меняют нашу культурную жизнь. Людей, которые хотят показать миру, что в Молдове есть креативный потенциал, способный стать прибыльной отраслью экономики”.
Автор проекта – архитектор из Молдовы Максим Калужак за свою работу получил премию на международной конференции “Архитектор Будущего”. Как создавался Artcor, что такое архитектура будущего и какое пространство подходит нам для сбалансированной жизни – в интервью архитектор Максим Калужак.
В Кишиневе не было места, где бы концентрировалась арт среда
Был объявлен конкурс на создание пространства для творческих людей. Мне лично эта тема была интересна еще с университета, моя дипломная работа тоже была на тему арт-центров. Я особо не верю в молдавские конкурсы, но решил подать со своей концепцией. И выиграл. В Кишиневе не было места, где бы концентрировалась арт среда. Уже сейчас мы говорим о том, что это место станет общественным пространством. Это urban space, который через пару лет будет частью новой реальности.
В ходе работы по сути мы снесли больше, чем построили. Задача была создать баланс между старым и новым, поскольку Artcor строился во дворе Академии искусств посреди памятников архитектуры. Этим и обусловлена его форма. К тому же, ты не должен был задавить своим объемом. И если ты что-то разрушаешь – должен отдать что-то взамен.
Здесь у нас есть лестница, так называемый амфитеатр, где люди могут сидеть словно на трибунах и “общаться” со сценой, как участник, как зритель. Сцена размещена в глубине двора. А по ступеням можно подняться на эксплуатируемую крышу.
Ярко-рыжий материал, в который “одет” центр, называется кортен. Это особые листы железа, которые со временем покрываются патиной. Цвет на контрастах сочетается с окружающими зданиями. И особенность материала в том, что он продолжает свое становление.
Хороший архитектор, как и строитель решает проблемы
Архитектор он художник и инженер одновременно. Еще римский архитектор Витрувий выстроил известную триаду: прочность, польза, красота. Именно этих принципов должна придерживаться современная архитектура. Это инженерная составляющая и арт. Но архитектор должен быть еще и провидцем. У него должно быть видение далекого мира будущего. Этот мир видит только архитектор. Прочитав инструкцию или пару книг, этому нельзя научиться.
Любой исторический архитектурный памятник – это новаторство того времени. Возьмем средневековый собор. Для нас это уже история.
Поэтому мы должны помнить, что здания, которые мы построим сегодня, будут существовать в будущем. Философия архитектурной деятельности меняется. И если сидеть и смотреть назад или себе под ноги – то ты не создаешь ничего нового.
Не думаю, что я ставил себе целью стать архитектором
Это естественное продолжение того, чем я занимался всю жизнь. И кстати, я только совсем недавно понял, что я архитектор. Я не понимал, что такое архитектура, но всю жизнь пытался трансформировать пространство вокруг себя. Для меня это было естеством. Я просто делал то, что мне нравилось … Хотел путешествовать – путешествовал. Интересовался скульптурой – брал камень и занимался скульптурой. Проектировал что-то дома.
И если проанализировать свой путь, то теперь становится понятно, почему во время поездок ты невольно занимался исследованием готической архитектуры в Праге и Германии, обращал внимание на детали, здания и пространства. В какой-то момент я понимаю, что всю жизнь занимаюсь строительством и все это соединяется воедино в виде архитектуры. До этого были абсолютно разные специальности. Я изучал философию, психологию, религионоведение и экономику.
Архитектура — это набор самых разнообразных дисциплин. Здесь такая специфика профессии. Первые архитекторы в Древнем Египте были и врачами и строителями. Поэтому архитектор должен знать все. Если ты решаешь вопрос, ты должен разбираться во всей его структуре от начала и до конца. Ты должен знать, как работают материалы, технологии, ты должен понимать психологию поведения людей, разбираться в истории искусств. Классическое архитектурное образование – это и философия и культурология и системное мышление. Для архитектора нет предела.

vila mases

kogalniceanu house

mogosoaia residential complex
Здания которые строят сейчас – это секонд хэнд
Вся Европа и США давно отказалась от опыта высотного жилого строительства. Чем больше плотность застроек, тем выше плотность людей на квадратный метр – и тем сильнее ухудшается качество жилья. Таким образом формируется некачественная человеческая среда. Чем плотнее квартиры находятся друг к другу, тем меньше там жизни. Это можно проследить по существующим высоткам. И все это архитектор должен предвидеть. Нельзя делать градостроительную структуру без учета интересов человека.
Архитектура отражает качество развития общества, в том числе и нашего в Молдове. Потому что если мы покупаем жилье с окнами друг напротив друга – значит мы не видим в этом проблем. В свою очередь девелопер застраивает высотки друг на против друга ориентируясь на потребителя, который не понимает, что в таких условиях жить невозможно.
Кишиневу прямо сейчас не хватает архитектуры
Настоящей архитектуры. Архитектуры как искусства. У нас отсутствует арт. Отсутствует понятие того, что сооружение должно вызывать эмоции. Любая архитектура воздействует на человека. Как воздействует и по сей день величие стиля барокко Эпохи Возрождения.
Есть ли в Кишиневе образцы качественной архитектуры? Да, но не так много как хотелось бы. Например, советский модернизм, архитектура межвоенного периода и времен российской империи. например, Синадиновская церковь, Гербовецкая община Красного Креста, Vilă urbană на Еминеску, 36.
Еще я бы выделил Кишиневский Дом Мод в центре, Национальный музей этнографии на Когэлничану и Музей истории на 31 августа, Гараж Парламента. Это красивый старый Кишинев. Парк Дендрарий тоже одно из моих любимых мест. Кишинев достаточно зеленый город, хотя раньше был намного зеленее.
И если мы говорим о природе – то архитектура без соприкосновения с природой – это не архитектура, потому что мы живые организмы и нам тоже нужна природа рядом. Это живая человеческая среда.
Ты можешь создать окно с видом – и это будет картиной. Представь, как тогда будет начинаться твой день? А если меняется твой день, то меняется и мир вокруг тебя.
Городу нужны городские пространства и больше зеленых зон. Сейчас же Кишинев хаотичен: беспорядочная застройка и отсутствие единого концепта развития. А дом это ведь не просто место, где ты ешь и спишь, но может быть и местом потребления искусства, например.
Амстердам, Берлин, Гамбург уже давно ушли далеко вперед по созданию общественных пространств. Такие места объединяют, люди начинают социализироваться. И я не считаю, что должна быть периферия и центр. У нас не должно быть два краеугольных камня в городе Центр и Чеканы. В крупнейших городах Европы есть библиотеки, они же культурные центры. Там можно почитать, посмотреть кино, пообщаться. Это места общественного назначения. При этом на Западе такие центры расположены не только в крупнейших городах, но и селах. Как например центр Луизиана в Дании. Почему не сделать какую-то активную зону, например, в Страшенах?
И самое важное, что мы можем трансформировать наше общество только с точки зрения образования. Наша возможность в таких зонах культурного значения.
Архитектура важна в обществе как элемент воздействия на людей. своим функционалом и своей эстетикой. Она воздействует каждую секунду на всех. И она не только для одной группы людей а абсолютно для всех. Ты не можешь пройти по улице и не заметив ее, разве что закрытыми глазами.