Когда принц Чарльз стал новым монархом Соединенного Королевства, СМИ писали, что он выбрал себе имя Карл III. Но по-румынски его называют Чарльз III, в русскоязычных СМИ Украины тоже можно встретить Чарльз III. Так — кто он, в чем проблема и как нам всем его называть? Большой материал по этому поводу публиковала Meduza. Обязательно прочтите его, а мы попытаемся рассказать суть очень кратко.
Начнем с того, выбирал или не выбирал принц Чарльз себе имя при вступлении в новую должность. Ответ — выбирал. Как велят обычаи британской королевской семьи, при рождении детям дают сразу четыре имени, чтобы почтить всех высоких родичей. У принца Чарльза их тоже было четыре — Чарльз, Филипп, Артур и Джордж. Он мог бы выбрать себе имя Артур, и тогда стал бы королем Артуром. Он неоднократно говорил, что взойдет на престол Джорджем. Но при короновании остановился на Чарльзе. В этом есть свой смысл, но — обо всем по порядку...
Так он все-таки Чарльз III? Да. Тогда почему мне в глаза отовсюду лезет Карл III? Откройте русскоязычные СМИ Украины, и не вылезет. Карл III появился из-за такой упрямой вещи, как традиция. В российской историографии принято всех монархов называть на немецкий манер. Пошло ли это от того, что у Романовых были сильные связи с немецкими представителями голубых кровей, сейчас вам точно не скажут. Но все имена всех монархов в России всегда меняли на немецкий манер. В истории Англии не было королей Карлов, только короли Чарльзы. В истории Франции не было королей Карлов, только короли Шарли. Но, следуя традиции, в российской историографии их продолжали и продолжают переименовывать в Карлов. Есть ли в этом логика? Решайте сами.
Ряд российских историков высказывались за то, чтобы эту традицию отменить, и тогда "английские короли станут Генри, Джонами и Чарльзами, французские — Анри, Жанами и Шарлями, а германские — Генрихами, Иоганнами и Карлами", — цитирует Meduza историка Вадима Устинова.
Не станет ли всем жить легче от этого? Вопрос открытый.
В Украине, даже если речь идет о русском языке, решили пойти против традиции. Но при этом возник очень интересный казус, английские Чарльз I и Чарльз II, по привычке, остались Карлом I и Карлом II, а вот Чарльз III только самим собой.
К слову говоря, в Румынии, где короли тоже были из немецкой династии, Чарльза III оставили Чарльзом III. Но румынский король Карол I по-русски все равно будет Карлом I. Хотя в этом есть своя логика, так как "король Карол" — это немного тавтологично... В русском языке слово "король" произошло от имени Карла Великого, а "царь" — от Цезаря.
Теперь все понятно? Кажется, да, только вот как называть нового короля Великобритании, не очень. В большинстве русскоязычных текстов останется Карл III, но вариант Чарльз III пусть ваш слух тоже не режет. К тому же, если вы поедете в Лондон, и спросите, как дела у Карла III, вас пошлют... куда-нибудь в средневековую Германию. Но вы ведь ехали в Лондон!
Такое происходит не только с королями. Если вы поговорите о Фрейде с кем-то из других стран, вас не поймут. Во всем мире великого венского психоаналитика знают, как Фройд. Никаких Фрейдов не существует. Почему так в русском языке? Исторически сложилось. Переименовывать ли нам теперь Фрейда во Фройда, чтобы соответствовать международным нормам? Спорно. Но при контакте с остальным миром эту деталь знать нужно.
К слову говоря, русский язык в этом отношении не уникальный. Такое происходит во многих странах. Если вы откроете испанские СМИ за прошлую неделю, вы прочтете много материалов о смерти королевы Исабель II. Кто такая Исабель II? Конечно же, Елизавета II, которая по-английски вообще-то Элизабет II. Так что — такие вот дела!
А теперь главный вопрос, почему принц Чарльз стал Карлом/Чарльзом III, ведь он неоднократно говорил, что хочет быть Джоржем VII (согласно российской исторической традиции, его называли бы Георгом VII). Дело в том, что короли Карлы (Чарльзы) ассоциируются с Великобритании с несчастливыми временами. При Карле (Чарльзе) I в Англии случались гражданская война и революция, а его самого обезглавили. При Карле (Чарльзе) II на Лондон обрушились эпидемия чумы и Великий пожар. Так что, выбирая себе это имя, принц Чарльз хотел подчеркнуть, что сейчас — не все в порядке в Соединенном Королевстве, а времена мы все переживаем очень тяжелые.
Это особенно контрастирует с именем его матери Елизаветы II, ведь эпоха Елизаветы I была Золотым веком Англии. Да и Елизавету II во всем мире любили, как редко кого из монархов...