Власти Молдовы готовят реформу высшего образования. План предусматривает реструктуризацию молдавских университетов: их число сократят, но оставшиеся планируется укрупнить и усилить. Новая инициатива уже подверглась критике. Если в министерстве заявляют, что слияние университетов позволит сэкономить средства и повысить качество преподавания, то противники идеи считают новое решение — политической ошибкой, которая “убьет” образование в стране.
Что случилось
Министерство образования и исследований 28 июня заявило о намерении реорганизации вузов Молдовы. Проект был вынесен на общественное обсуждение, а 13 июля был принят на заседании кабинета министров. Теперь его должны рассмотреть в Парламенте.
Согласно плану, многие небольшие и специализированные институты должны войти в состав более крупных. Студенты поглощенных вузов будут переведены, а научно-педагогический и вспомогательный персонал будут переподчинен соответствующим учебным заведениям.
Согласно заявлению главы Минобразования Анатолия Топалэ, все имущество университетов, которые будут поглощены, останется в ведении вновь сформированных университетов.
Некоторые объекты, по словам министра, все же будут выставлены на продажу.
На реализацию плана из госбюджета будет выделено 700 миллионов леев. По словам министра, это деньги из кредита Всемирного банка.
Зачем вообще понадобилась реформа?
Как считают в министерстве образования, одной из причин реорганизации ВУЗов является низкая численность учащихся, которая за последние 5−7 лет сократилась примерно с 92 тысяч до 59 тысяч студентов. Это приводит к тому, что студенты “разбросаны” по разным университетам, многие из которых не в состоянии конкурировать с более крупными — в небольших ВУЗах недостаточно инфраструктуры, чтобы давать учащимся качественные возможности для учебы.
"Основное положение реформы — модернизация высшего образования. Мы хотим сконцентрировать ресурсы в одном месте, направив больше денег на образование и исследования, а не на управление. Второй важный элемент заключается в том, что мы хотим приблизить обучение к студентам и, самое главное, мы будем инвестировать в обновление университетов", — сказал министр Анатолий Топалэ.
По его словам, концентрация ресурсов позволит повысить зарплаты преподавателей и предоставит больше возможностей для увеличения финансирования университетов.
Сколько университетов останется после реформы?
Проект предусматривает интеграцию пяти ВУЗов в структуру четырех университетов.
Это Государственный университет Молдовы, Технический университет, Педагогический университет им. Иона Крянгэ и Экономическая академия. К ним прикрепят научно-исследовательские институты. При этом Академия музыки, театра и изобразительных искусств перейдет в ведение Минкультуры.
В результате — согласно реформе, Государственный университет Молдовы поглотит Академию госадминистрации, Государственный университет физического воспитания и спорта, Институт математики и информатики имени Владимира Андрунакиевича, Институт прикладной физики, Институт химии, Институт экологии и географии, Институт геологии и сейсмологии, Институт зоологии, Институт юридических, политических и социологических исследований, Институт физиологии и санокреатологии, Институт румынской филологии им.Богдана Петричейку Хашдэу, Институт истории, Институт генетики, физиологии и защиты растений, Национальный ботанический сад им. Александру Чуботару и Научную библиотеку им. Андрея Лупана.
“Это не ликвидация, а объединение двух коллективов"
Кроме того, Тираспольский университет, Тараклийский госуниверситет, Институт образовательных наук и институт непрерывного образования войдут в состав Педагогического университета имени Иона Крянгэ. А Академия экономических наук поглотит Национальный институт экономических исследований. Академией музыки, театра и изобразительных искусств после реформы будет управлять министерство культуры, а не министерство просвещения.
Реорганизация предстоит и Техническому университету Молдовы (ТУМ), который поглотит Аграрный университет, Институт электронной инженерии и нанотехнологий имени Д. Гицу, Институт энергетики и институт микробиологии и биотехнологий.
Означает ли реформа, что “поглощенных” университетов больше не будет вообще?
Как заявил министр образования, реформа не означает ликвидацию этих учебных заведений, их лишь объединят с другими. “Два замечательных коллектива объединят в один”, — объяснил Топалэ на примере Аграрного университета.
Что будет с преподавателями поглощенных университетов? Этот вопрос задают все противники реформы. Сейчас до сих пор не понятно, все ли преподаватели сохранят прежнюю ставку после слияния. Это станет ясно непосредственно в процессе объединения университетов. В тексте законопроекта сказано, что кадры из поглощенных государственных учреждений будут переведены с соблюдением всех положений трудового законодательства.
Известно только, что после слияния ректор останется всего один — им будет ректор “поглощаемого” университета. Однако это вовсе не означает, что глава поглощенного университета не сможет получить должность в университете после слияния, говорит министр.
Что говорят сторонники реформы
Как рассказала депутат PAS и председатель парламентского комитета по культуре, образованию, исследованиям, молодежи, спорту и СМИ Лилиана Николаеску-Онофрей, необходимость в этой реформе возникла задолго до этого момента.
“У нас почти вдвое меньше студентов, чем было в 2010 году. Сейчас около 59 тысяч студентов во всех вузах страны – публичных и частных. Но когда мы говорим о качестве, становится просто грустно из-за того, что нет консолидации всех ресурсов: человеческих, материальных, финансовых. В очень многих вузах есть одни и те же специальности, самые популярные из которых – право и экономика”, — сказала Онофрей в эфире Nokta.
По ее словам, одна из главных проблем системы образования – это “раздробленность человеческого ресурса” – недобор по специальностям, когда в группах учится всего несколько студентов. При этом те же преподаватели совмещают работу в нескольких учебных заведениях. Очень часто встречается феномен “студентов-фантомов” – людей, которые не учатся. “Если посмотреть на соотношение поступивших и окончивших, то видна большая разница”, – сказала Николаеску-Онофрей.
Депутат также объяснила необходимость вхождения исследовательских институтов в университеты. “Модель создания центров научной работы при университетах – лучший вариант консолидации ресурсов”. Это сделано, чтобы мотивировать студентов заниматься наукой в университете и продолжить обучение в аспирантуре.
Как уточнил Анатолий Топалэ, при университетах будет создан центр по подготовке преподавателей, где будет развит целый механизм по подготовке и развитию педагогических кадров. Это позволит решить проблему недостатка учителей в школах и университетах.
О важности реформы высказался и ректор Государственного университета Игорь Шаров. По его мнению, реформа образования в Молдове не только назрела, но даже запоздала.
"Надо что-то менять, потому что есть объективные факторы, которые указывают на демографические проблемы, на отток возможных потенциальных студентов и уменьшение их количества", — отметил Шаров.
Что касается опасений по поводу грядущего слияния вузов, ректор ГУМ не разделяет общего скепсиса. "Полного слияния не будет, у всех институтов сохранится повышенный статус их автономии", — говорит профессор.
Как критикуют реформу
По мнению бывшего министра образования Корнелия Поповича, объявленная реформа – это “псевдореформа”, и граждане “пока не понимают, что действительно произойдет”. По его мнению, речь идет об уничтожении науки в стране. Кроме того, неизвестно, что будет с собственностью поглощенных университетов и с преподавателями, которых могут просто уволить.
“Мы наблюдаем рейдерскую атаку Made in Moldova. Намерение ликвидировать 5 университетов, включая университеты, имеющие символическое значение для Республики Молдова, и 18 научно-исследовательских институтов является насильственным захватом миллиардного имущества: жирных бюджетов, зданий, земли, контрактов, проектов”, – говорит Попович.
Он добавил, что реформу объявили внезапно, без проведения публичных консультаций, при этом аккурат перед началом приемной комиссии. Это приведет к тому, что множество студентов на фоне хаоса решат для себя поступать в Румынию.
Против выступили и некоторые партии. Так в заявлении Платформы DA говорится, что есть риск необоснованного увольнения квалифицированных кадров, что может иметь долгосрочные последствия для сферы образования, а Молдова вновь может столкнуться с волной «утечки мозгов».
А экономист Вячеслав Ионицэ считает, что успеху реформы грозят большие коррупционные риски, аналогичными «краже века».
“Эта реформа будет означать крупнейший проект в сфере передела собственности в истории РМ. Сразу после этого слияния появятся десятки гектаров свободной земли, в том числе в центре Кишинева, стоимостью в миллионы долларов. Если не будет проведен тщательный анализ того, где и как будут использованы эти деньги от продажи земли и зданий, мы рискуем провести реформу образования и одновременно реформу сектора недвижимости в Кишиневе. Необходимо привлечь к этой проблеме внимание Счетной палаты”, — сказал экономист.
Против высказались и университеты, которых ожидает слияние.
Как заявил председатель Комитета по спасению Тираспольского государственного университета Штефан Урыту в эфире передачи „Întreabă Ghețu” на телеканале TV8, “университет выстоял в борьбе с приднестровским сепаратизмом, а правящая PAS уничтожает старейшее высшее учебное заведение в Молдове”.
„Тираспольский государственный университет является старейшим высшим учебным заведением в Республике Молдова, он являлся опорой целостности и стабильности на левом берегу Днестра. Университет обладает огромным достоянием, и он должен сохраниться. Государство не может прийти и забрать все, что было накоплено коллективом, потому что десятки, сотни людей внесли свой вклад в накопление этого достояния. Существует университетская автономия. Там 3000 студентов, и это немало”, — заявил Урыту.
В сети также появилась петиция в защиту Тараклийского государственного университета им. Григория Цамблака. Авторы петиции требуют сохранить в Молдове «единственный болгарский университет за пределами Болгарии, играющий решающую роль в поддержании и продвижении традиционной молдавско-болгарской дружбы, прекратит свою деятельность», написано в петиции.
Поглощение университета стало также поводом разговора президентов Болгарии и Молдовы. Глава государства Румен Радев сообщил, что получил обращение от представителей различных структур Тараклийского региона и болгарских общественных и культурных организаций Молдовы, где выражается озабоченность в связи с предлагаемым слиянием Тараклийского государственного университета с Педагогическим государственным университетом имени Иона Крянгэ.
В итоге Правительство решило сохранить независимость Тараклийского и Спортивного университетов. Их не включили в окончательный вариант проекта реорганизации вузов, который правительство утвердило на заседании 13 июля.
А что будет с Аграрным университетом?
Больше всего критики в адрес властей вызвало решение о слиянии Аграрного университета с Техническим. Против выступила оппозиция и Ассоциация фермеров Forța Fermierilor, которая считает решение стратегической ошибкой правительства и “попранием интересов всего агропромышленного сектора”
Сам университет также выступил против реорганизации. Профсоюз вуза выпустил петицию, ее авторы считают, что учебное заведение должно оставаться независимым, поскольку это старейший и единственный аграрный университет Молдовы.
По словам депутата БКС Аллы Дарованной, Аграрный университет нужно оставить "там, где он есть". Оппозиции парировал депутат PAS Раду Мариан. По его словам, слияние университетов вовсе не означает закрытие Аграрного университета и его уничтожение.
“Аграрный университет не исчезнет и Аграрный университет не будет ликвидирован! В соответствии с новой реформой Аграрный университет станет успешным сельскохозяйственным факультетом ТУМ — с лучшим администрированием, более высокими зарплатами профессоров/исследователей и лучшим качеством учебы. Молодые люди будут осваивать самые современные технологии, что сделает их более конкурентоспособными не только в аграрном бизнесе, но и на рынке труда.
Эмоции и символизм должны быть исключены из обсуждения этой реформы
PS - Только треть студентов Аграрного университета занимается агрономией, остальные занимаются юриспруденцией, маркетингом и т.д. Выводы делаете сами”, - написал депутат.
Что все-таки будет с собственностью поглощенных университетов?
Точного ответа никто не дает. В эфире Moldova 1 по этому поводу проводились дебаты. По словам Аллы Дарованной, у Аграрного университета есть несколько блоков в центре Кишинева и неизвестно какой будет их судьба после слияния.
Лилиана Николаеску-Онофрей ответила ей, что все имущество в сфере образования находится под охраной государства.
“Ни один из элементов наследия, будь то участок, здание, которое принадлежит университету не может быть отобрано. Это наследие в сфере образования”.
По ее словам в этих зданиях могут быть открыты дополнительные кампусы университета или же культурные образовательные пространства для студентов, такие как Tekwill, Artcor или Mediacor.
По словам министра образования Анатолия Топалэ, по этому поводу было много спекуляций в прессе. Он также подчеркнул, что все участки и здания принадлежат государству. Университеты лишь управляют ими.
“Государственное наследие защищено законом. У нас есть четкие поправки к закону которые не позволяют отчуждение государственных земель особенно в сфере образования”.