Премьер-министр Дорин Речан и президент Майя Санду якобы просили бывшую главу Антикоррупционной прокуратуры Веронику Драгалин предоставить списки "честных прокуроров". Об этом говорится в письме, представленном адвокатом Кристиной Чуботару на сегодняшнем заседании Высшего совета магистратуры (ВСМ).
Документ содержит серьезные обвинения в попытках политического контроля действующих властей над судебной системой Республики Молдова. В письме говорится, что летом 2023 года лица с политическим влиянием якобы использовали имя Вероники Драгалин для оказания давления на судей Высшей судебной палаты, намекая, что их могут привлечь к уголовной ответственности, если не поддержат решения Комиссии по предварительной проверке "vetting".
По данным Драгалин, письмо было адресовано судье Мариане Урсаке, не прошедшей процедуру предварительной проверки "vetting". В документе утверждается, что руководство страны предлагало составить список прокуроров, которых глава прокуратуры считает достойными и честными, чтобы они таким образом прошли отбор. Но Драгалин заявила, что отказалась, опасаясь, что такие списки могут быть использованы против указанных лиц.
"Учитывая этот опыт, можно предположить, что подобные списки могли быть затребованы и составлены также в отношении кандидатов в члены ВСМ, Высшего совета прокуроров, специализированных коллегий, а также судей Верховного суда и апелляционных инстанций", — говорится в письме.
Кроме того, Драгалин упоминает переписку от 1 августа 2023 года с членом ВСМ Ионом Гузуном. Согласно её словам, он якобы направил тревожные сообщения в мессенджере Signal, ссылаясь на решения Высшей судебной палаты. Гузун упоминал статью 307 Уголовного кодекса, касающуюся вынесения заведомо незаконных решений, и возможное создание политического большинства в ВСМ для поддержки таких действий.
"Я думаю, что применение статьи 307 неизбежна, но сначала нужно было получить большинство в ВСМ с помощью парламента", — цитируется его сообщение.
Драгалин расценила эти слова как давление и возможную попытку инициировать уголовные дела против судей Высшей судебной палаты, что, по её мнению, свидетельствует о нездоровых связях между политиками и судебной системой. Она утверждает, что данные действия могут частью согласованной стратегии по устранению независимых прокуроров и судей из системы, которые не поддаются политическому контролю.
Реакция властей и члена ВСМ
В ответ член ВСМ Ион Гузун в комментарии для TV8 отверг обвинения и заявил, что всегда соблюдал и будет соблюдать принцип независимости судебной власти.
"Жаль, что личные высказывания, вызванные недовольством от потери должности, выдаются за приговор всей реформе. Сообщения, вырванные из контекста, подаются как обвинительное заключение. Всё это — часть стратегии защиты судей, находящихся под дисциплинарным разбирательством в ВСМ", — подчеркнул он.
Администрация президента выпустила заявление, в котором назвала обвинения со стороны Драгалин ложными.
"Глава государства неоднократно подчёркивала необходимость очищения Антикоррупционной прокуратуры и всей судебной системы от коррупции. Процедура vetting — это инструмент, с помощью которого независимые эксперты оценивают кандидатов, чтобы исключить из системы недобросовестных лиц. Сожалеем, что бывшая прокурор выступает против этих процессов, направленных на укрепление доверия общества к правосудию", — говорится в коммюнике.
Пресс-секретарь правительства Даниел Водэ в комментарии для TV8 отметил, что Кабмин не намерен давать комментарии по поводу опубликованного письма.