Средний возраст учителя в Молдове — 52 года. Тем временем большинство молодых специалистов не особо “горят” желанием делать карьеру в сфере образования. Причины разные: кто-то называет низкие зарплаты, кто-то — тяжелую административную работу, а кто-то просто боится работать с детьми. Однако так считают далеко не все. Редакция TV8 поговорила с несколькими молодыми преподавателями из Молдовы, которые несмотря на все трудности, продолжают работать в образовательной системе и меняют её изнутри. Мы узнали, что их мотивирует и почему они выбрали именно эту профессию частью своей жизни.
Алекс Ляху. Преподаватель математики и цифровых технологий в центре “Clasa viitorului”
Впервые преподавать я начал еще параллельно во время учебы в Педагогическом университете в Бельцах. В своем родном селе я вел пару часов математики у 5-го класса. Денег было немного, но мне хватало, а пока я заканчивал университет у меня была возможность часто приезжать домой. Полноценная работа в школе у меня появилась под конец магистратуры — за неделю до окончания я узнал, что мне нужно срочно пройти практику. Мне сразу предложили стать учителем математики в лицее Хаждеу в Дрокии, где я сам заканчивал 12-й класс. Директор обрадовалась, дети обрадовались и даже написали отказ от своего предыдущего учителя математики, только чтобы я у них преподавал. С первого дня на меня “повесили” 26 часов в неделю и выпускной класс в придачу. Вот тогда я и узнал, что такое по-настоящему взрослая жизнь. Единственный выходной у меня был в воскресенье, а к концу года я похудел на 20 кг от учебной нагрузки.
Я высокий и крепкий, поэтому поднимать голос вообще не было необходимости: тут в мою пользу работал “закон джунглей”
Мой восьмой класс был разный. Половина учеников — спокойные дети, кто приходил в школу за знаниями. У второй половины — родителями за рубежом, со всеми вытекающими из этого последствиями. Но проблем с дисциплиной у меня не было. Я высокий и крепкий, поэтому поднимать голос вообще не было необходимости: тут в мою пользу работал “закон джунглей”. В лицее в Дрокии я проработал три года и вместе со своим выпуском ушел и я. К слову со многими из них мы продолжаем дружить до сих пор, ведь разница в возрасте между нами всего пару лет. Большая часть из того выпуска уже успела окончить университет, а двое даже, как и я - работают учителем.
Следующая остановка Кишинев, куда я переехал с мыслью устроиться куда угодно, только не в педагогику. Нашел работу в маркетинге. Однако проработав пару недель, я понял, что это не совсем то, чем я хотел бы заниматься в жизни. Это была сидячая работа за компьютером, в open space офисе, где вокруг тебя сидят 10 человек и отравляют друг другу имейлы. Через месяц я уволился. Так я оказался в лицее “Спиру Харет”.
Преподавание — это как наркотик. Но только в том случае, если у тебя есть обратная связь от учеников. Если ее нет, то ты чувствуешь, что работаешь впустую и получаешь обратный эффект — демотивацию. Только представь: ты проводишь шесть часов занятий каждый день с разными людьми. При этом с людьми, которые еще формируются. Сегодня у него хорошее настроение, а завтра он расстался с девушкой, у него депрессия и ему не до уроков. 14--16 лет — очень сложный возраст, у каждого ребенка в мозгу происходят сотни химических реакций. Скажешь не то слово, сделаешь замечание, и он воспримет это на свой счет. Поэтому нужно быть очень аккуратным. Если у взрослого человека бывают кризисы, то что говорить о детях!
В “Спиру Харет” мне сразу дали весь 7-ой класс, причем все параллельные классы. Первое время от усталости к обеду меня буквально “валило с ног”, но в то же время мне очень нравилось работать. Опять же — бас. Даже необязательно было поворачивать голову. И я экспериментировал с этим. Поднимал голос, играл роль хорошего и плохого полицейского, держа при этом класс в тонусе, но сохраняя дружественную атмосферу. На уроках математики я старался проводить занятия интерактивно, на геометрии рисовал 3д модели и прямо в приложении с телефона показывал, как выглядит та или иная теорема.
Это то, что мы пытаемся делать здесь в Clasa viitorului, мы внедряем лучшие практики эстонской и финской системы образования. Обучение с использованием современных технологий. Сейчас все меняется: вместо выпиливания лобзиком, черчения и вышивания мы программируем, занимаемся робототехникой и делаем проекты. На истории можно показать детям виртуальную экскурсию в Древний Рим, а на уроке по физике — создать модель солнечной системы. Так ребенок лучше воспринимает информацию. Это привносит новую концепцию в педагогику, предлагая вдохновляющее учебное пространство за счет использования цифровых технологий.
Преподавание — это как наркотик. Но только в том случае, если у тебя есть обратная связь от учеников. Если ее нет, то ты чувствуешь, что работаешь впустую и получаешь обратный эффект — демотивацию
Почему молодежь не хочет преподавать в сёлах? А что делать в сёлах? Раньше там было много людей, было с кем общаться, работать, а учитель чувствовал свою важность. Сейчас в школах учатся по 100 учеников. Это в основном дети без родителей, большинство из которых уехали за границу. И дети приходят в школу только, потому что это “обязаловка”, им неинтересно. Очень многие преподаватели эмоционально выгорели. А преподаватели в возрасте, застали ещё те времена, когда в школах училось много детей и учебный процесс был более увлекательным.
Во многих районах остались школы, которые при СССР были рассчитаны на 600 учеников и больше. А сейчас у нас в Молдове шесть школ в радиусе 20 км и в каждой учатся иногда меньше ста человек. Не проще ли взять три маршрутки и развозить детей, таким образом сэкономив миллионы на свет и отопление? Если всё это оптимизировать, то так мы сможем экономить деньги, а новый бюджет потратить на инфраструктуру одной школы и на высокие зарплаты. От этого выиграют абсолютно все.
Молодым педагогам действительно достаточно сложно вписаться в школьную систему, поскольку современная школа бюрократична, а изменения там происходят очень медленно. К тому же в школах выстроена вертикальная система управления, где все решения спускаются сверху вниз. У них нет возможности привносить свои новации. Исключения — когда приходит коллектив молодых преподавателей. Однако если мы посмотрим на изменения в других сферах, молодежь всё же всегда была и остается двигателем прогресса.
Анжела Браниште, учитель информатики, Теоретический лицей Мэгдэчешть
Уже семь лет я преподаю информатику в теоретическом лицее Мэгдэчешть. Я верю, что не я выбрала свою профессию, а она меня. В выпускном классе почувствовала, что меня тянет к преподавательской деятельности и поступила в Педагогический университет “Иона Крянгэ” на бюджет. Выбрала информатику — потому что мне очень нравится работать за компьютером, и не представляю себя без него. Что не удивительно для учителя информатики, правда? На последнем курсе я проходила практику в лицее “Георге Асаки” и спросила своего ментора Лидию Брага, стоит ли дальше идти в профессию. На что она мне ответила, “иди, у тебя всё получится”. Это меня очень вдохновило. По распределению я попала в лицей Мэгдэчешть, где работаю по сей день.
Вспоминаю, когда я только пришла в школу, сказала подруге, что проработаю здесь три года и ни днем больше. А сегодня я единственная из группы, кто осталась работать в профессии. Я преподаю информатику, а также курсы по программированию CC++ и графическому дизайну в рамках проекта “Теквилл в каждой школе”. Отмечу, что наша школа давно участвует в проектах от Tekwill. Благодаря этой инициативе у нас в лицее полностью оборудовали компьютерный класс.
Кроме того, хочу отметить, что в нашем лицее у каждого преподавателя в кабинете есть свой компьютер и телевизор и мы активно пользуемся всеми современными технологиями, а лично у меня созданы все необходимые условия для комфортной работы.
Запоминающихся моментов в моей карьере было много. Помню, когда мне позвонили из министерства образования и сказали, что я выиграла конкурс на стажировку в Южную Корею на курсы по повышению квалификации. Еще была победа в конкурсе преподавателей, когда я выиграла ноутбук, а в другом конкурсе также от “Теквилл в каждой школе” моя группа заняла 2-е место на конкурсе работ по графическому дизайну — всем ученикам тогда подарили электронные книги.
Что мне не нравится в профессии? К сожалению, профессию учителя постоянно сопровождает бессмысленная бумажная волокита. Однако с другой стороны, за счет моего опыта в использовании технологий, заполнение отчетов мне удается быстрее, и я еще успеваю помогать коллегам по цеху. Даже сейчас будучи классным руководителем 11-го класса перед зимними каникулами я быстро подсчитала оценки и пропуски в электронном журнале. В то же время работы всё равно очень много. Лично у меня получается отдохнуть только в субботу и то не всегда — это единственный день, который я стараюсь полностью посвятить себе.
Когда я только пришла в школу, сказала подруге, что проработаю три года и не днем больше. И кстати я единственная из группы, кто осталась работать в профессии.
Если продолжить тему недостатков профессии, зачастую педагог находится в беспомощном положении, когда становится жертвой нападок или шуток со стороны учеников. В интернете мы часто видим, как дети снимают учителей и выкладывают их в Тик-Ток. Меня, слава Богу, никто не записывал, но это всё сегодня в порядке вещей. Кроме этого, если ребенок не подготовился, ему нельзя поставить плохую оценку — учитель несколько часов готовит урок, старается, а ребенок может возразить, что ему это не интересно. Чтобы улучшить ситуацию в молдавских школах и привлечь молодежь в профессию, школы нужно сделать более современными, а также избавить систему от бюрократии. Вместо заполнения отчетов я бы лучше проводила дополнительные курсы для педагогов и улучшила качество учебных планов.
Мой XI-й класс реального профиля очень спокойный и старательный, что отмечают и другие учителя. Когда они пишут тест, в кабинете даже слышно как ходит стрелка часов. С ними в классе всегда креативная обстановка и интересно работать. Иногда правда бывает, что они приходят после шумного класса, когда ты настолько устал, что уже ничего не хочется. Но нужно настраиваться заново.
Что бы я посоветовала тем выпускникам, кто раздумывает, идти ли ему в профессию или нет? Скажу вот что. Хорошо там, где нас нет. Этот принцип применим и к профессии педагога. В любой работе есть свои плюсы и минусы. Но идти в профессию или нет, должен быть твой осознанный выбор, вне зависимости от мнения чужих людей. В любой профессии, чтобы добиться успеха, нужно прилагать усилия. В моем случае, это долгие часы проверок после уроков, составление контрольных в выходные дни, самостоятельная работа и участие в дополнительных проектах, как учебных, так и внеучебных.
У всех были недопонимания с учениками, что не хорошо и не плохо, но случается в порядке вещей. Когда ситуация выходит из-под контроля, нужно настроиться на позитив, а главное — верить в себя.
Штефан Бежан, преподаватель истории в лицее “Лучиан Блага”, Кишинёв
В 2016 году я закончил учебу в Румынии и вернулся в Молдову, чтобы продолжить писать здесь докторскую диссертацию по истории. На тот момент у меня было сильное желание посвятить себя чему-то дополнительно. Педагогика меня всегда привлекала. И так совпало, что мне предложили преподавать историю в моей же школе, где я учился. То, что поначалу казалось временным шагом, стало определяющим решением на всю жизнь. В лицее “М. Еминеску” в Комрате я проработал шесть лет. А год назад я переехал в Кишинев и устроился преподавателем истории в лицей “Лучиан Блага”.
Что мне нравится в профессии? Образование — это основа всего общества. Если вы хотите развивать культуру и менталитет граждан, начинать нужно именно с системы образования. Эти ценности мне лично близки, наверное поэтому я продолжаю оставаться в системе. Однако есть несколько причин, почему молодые специалисты не хотят приходить в школы. Во-первых, это низкая зарплата в системе образование. При этом стоить отметить, что молдавское государство в целом неконкурентоспособно, что касается денег. Во-вторых, это чрезмерная бюрократия. Помимо своих часов преподавания в классе, учитель должен заполнять “тонны” документов, бумажек, в большей части из которых, на мой взгляд, нет никакого смысла. Это просто отчеты, которые кто-то заполняет, чтобы сделать вид бурной деятельности - к качеству образования эти отчеты не имеют никакого отношения. В итоге у нас в Молдове государство делает вид, что платит, а учителя делают вид, что работают. Время проходит, зарплата идет. В-третьих - работать с детьми очень тяжело. Это другой важный момент, который отталкивает молодежь от педагогического призвания. У нас демократическое государство, но к сожалению в нашем обществе это означает, что каждый делает, что ему вздумается. Многие не умеют себя цивилизованно вести.
У нас в Молдове государство делает вид что платит, а учителя делают вид, что работают
Ребенок может позволить себе встать посреди урока и начать оскорблять учителя, который ничего не сможет с этим поделать. Более того, этот буллинг идет не только со стороны детей, но также их родителей. У меня самого были ситуации, когда мне лично звонили родители ученика, обвиняя том, что их ребенок не смог получить пятерку за тест.
С каждым годом учить детей всё тяжелее, особенно мотивировать и сохранять интерес. Этот феномен наблюдается не только в Молдове. Во всем мире школа не поспевает за технологическим прогрессом. Кажется, что школа не дает ответов на те вопросы, которые появляются в умах молодежи. Например, сейчас школьники уже в раннем возрасте хотят построить карьеру инфлюенсера или блогера или же открыть свой салон красоты. Их не привлекают профессии врача или адвоката, где нужно много учиться, поскольку мастер ногтей в Молдове может получать намного больше денег. Там не нужны глубокие познания в истории или математике. Но я заметил, что когда ты выступаешь перед классом с презентациями или даешь им самостоятельно что-нибудь придумать — то получаешь позитивный отклик. В истории интересны сами истории, которые можно увлекательно и с интересом рассказывать. К примеру, Вторая мировая война, это не только Сталин и Гитлер, но и судьбы миллионов неизвестных людей, у каждого из которых своя история.
За время работы у меня было много запоминающихся моментов. В 2019 году я взял второе место на конкурсе “Учитель года”, что стало апогеем в моей карьере, хотя я преподавал всего три года, и обычно мои коллеги из Гагаузии достигали подобного успеха после 10-15 лет работы. Другие моменты связаны непосредственно с моей работой — время проведенное с учениками, участие в конкурсах. Рядом с учениками ты все время чувствуешь себя молодым и проживаешь те моменты, которых в моем случае не было в моей молодости.
Важно сохранять мотивацию и постоянно совершенствоваться, но главное — не останавливаться во времени. Поскольку педагогика — это в основном рутина, которая со временем приводит к потере настроя и мотивации
Молодым преподавателям я советую всё время сохранять в себе мотивацию и молодой дух. Очень важно, чтобы у преподавателя в начале карьеры была возможность делать что-то параллельно. Другая работа, которая поможет не только удовлетворить финансовые запросы, но и поддерживать себя тонусе. Важно сохранять мотивацию и постоянно совершенствоваться, но главное — не останавливаться во времени. Поскольку педагогика — это в основном рутина, которая со временем приводит к потере настроя и мотивации.
Я всегда старался делать что-то еще помимо преподавания. Работал в прессе, писал докторскую, участвовал в международных конкурсах. Был в Таллине, Черновцах, это дало мне ту легкость, свежесть и необходимую мотивацию, чтобы уверенно чувствовать себя перед учениками и перед самим собой. В разговоре с коллегами всегда напоминаю им, что лучший пример для детей — это мы сами. И я надеюсь, что мне удалось стать примером для моих учеников. Особенно радует, когда мои ученики поступают на исторический факультет: так одна моя ученица изучает историю в университете Бордо, другой ученик в Алба-Юлии.