В Республике Молдова мать школьника наказали за то, что она собирала от других родителей деньги на день рождения классной руководительницы. Это первое судебное решение подобного рода, утверждают власти. Родители и преподаватели должны понять, что всякого рода неформальные платежи в учебных заведениях не могут быть «благодарностью», «подарком» или поддержкой, а квалифицируются как взятка. По оценкам Института публичных политик, составленным в 2020 году, объем неформальных взносов в области среднего образования превышал 780 млн леев в год. Как отмечали эксперты, самое печальное то, что с одной стороны граждане требуют от властей жестких мер и конкретных действий по борьбе с коррупцией, а с другой сами же учат детей тому, что «конверт» — это норма.
3 мая с. г. судебным решением женщину признали виновной в нарушении ст. 315 Кодекса о правонарушениях «получение незаконного вознаграждения или материальной выгоды» за то, что в группе в Вайбере она собирала от родителей деньги на подарок классной руководительнице. По словам начальника Управления антикоррупционного образования Национального центра по борьбе с коррупцией Иона Прутяну, женщина свою вину признала, поэтому отделалась самым мягким из предусмотренных за подобные деяния наказанием, а именно 20 часами неоплачиваемого труда в пользу общества. Нарушила закон и классная руководительница, ведь получение такого подарка недопустимо, поясняет И. Прутяну.
Неформальные сборы считаются нормой
Указанное решение судебной инстанции — единичный случай. Как правило, о неформальных взносах в системе образования в открытую говорить не принято, а профильные учреждения не спешат рассматривать подобные факты, утверждает исполнительный директор общественной ассоциации «Părinți Solidari» Алла Ревенко. Более того, те, кто осмеливаются раскрывать подобные случаи, становятся мишенью нападок со стороны некоторых родителей, а порой и преподавателей. «Если не соглашаешься, превращается во врага всего коллектива родителей. Разговоры в родительских группах ведутся в основном о суммах, которые необходимо собрать. Родители не обсуждают учебную программу или совместные мероприятия, которые можно организовать с детьми, а «сколько собираем», «кому собираем», — добавила А. Ревенко.
Социологическое исследование «Этика и неподкупность преподавательского состава в среднем образовании. Неформальные взносы», обнародованное Институтом публичных политик в 2020 году, показало, что семьи тратят на образование детей примерно столько же, сколько выделяет государство. Часть этих денег составляют именно те неформальные платежи, которые родители вносят в силу разных причин (см. инфографику). «Невозможно говорить, что в Республике Молдова «образование бесплатное», раз родители, дети которых переступают порог учебного заведения, систематически подвергаются давлению тех, кто собирают деньги», — подытожили авторы отчета «Картографирование случаев коррупции», представленного в феврале 2023 года Ассоциацией за эффективное и ответственное управление (AGER).
Школа не воспитывает нетерпимость к коррупции
Авторы отчета обращают внимание на то, что подрастающее поколение годами подвергается воздействию коррупциогенных факторов непосредственно в среде своего ежедневного пребывания, а это вырабатывает у него поведение и ценности, с которыми оно потом приходит во взрослую жизнь. Алла Ревенко напоминает, что сегодняшние школьники и лицеисты, которые видят конверты с деньгами или даже несут их в школу, — это завтрашние госслужащие, врачи, политики. «Мы говорим о полной нетерпимости к коррупции, но, увы, следует признать, что в школе такое полное неприятие коррупции не воспитывают», — подчеркивает эксперт.
Власти запрещают любые поборы в школах и детских садах и уточняют, что они незаконные. Министерство образования и исследований еще в 2019 году издало приказ «О некоторых мерах по предупреждению сбора неформальных платежей в системе образования и борьбе с ними». В документе говорится: «Родители не должны выплачивать эти незаконные суммы, а дети должны находиться в школе в условиях, зиждущихся на честности, профессионализме и безопасности, ведь только так они вырастут взрослыми, которые не приемлют коррупцию и ответственны за собственные действия. Профессия преподавателя престижная и почетная, именно такой она и должна оставаться, а обвинения в коррупции наносят урон этой цели». Главное управление образования, молодежи и спорта мун. Кишинева также издало целый ряд приказов, запрещающих «незаконный сбор денег под любым предлогом».
«Коррупция в образовании приводит к краже миллиарда»
Экспертка в области борьбы с коррупцией Кристина Чуботару полагает, что проблема поборов в школах не исчезнет, пока финансирование системы будет ниже необходимого уровня, а зарплаты будут оставаться низкими. С ее точки зрения, решить проблему безнаказанности за такие поборы можно следующим образом: учебные заведения откроют банковские счета, а родители по желанию будут перечислять туда деньги на условиях анонимности. Таким образом, исчезнет и ощущение того, что подобными взносами родители, по сути, покупают оценки своим детям. «Коррупция в образовании — самая опасная форма коррупции, ведь она подрывает будущее. В предупреждение коррупции вкладываются огромные деньги. Но когда ребенок видит, что у того, кто платит, оценки выше, ему больше ничего не нужно говорить: ребенок усваивает урок и воспринимает такое положение вещей как норму. Для ребенка родители и преподаватели — образцы для подражания. А если они заключают подобные сделки и ребенок получает незаслуженные оценки, впоследствии будет очень сложно разучить ребенка от этого, внушить ему, что быть взяточником плохо. Он с малых лет понимает, что в жизни важнее платить, нежели заслужить. В долгосрочной перспективе, коррупция в образовании подрывает меритократию, а со временем это переливается в «кражу миллиарда», — предупреждает экспертка.
Даниела Чобану,
журналистка, Ассоциация независимой прессы (API)
Этот материал разработан при поддержке проекта «Укрепление верховенства закона и механизмов борьбы с коррупцией в Республике Молдова», финансируемого совместно Европейским Союзом и Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) и реализуется Обществом международного сотрудничества Германии (GIZ). Выраженные мнения принадлежат авторам и не отражают в обязательном порядке позицию финансирующих структур и GIZ. Финансирующие структуры и GIZ никоим образом не влияют на выбор темы материала.