Транспортировщик природного газа "Молдовагаз" владеет не всей газораспределительной системой Молдовы. Большая часть распределительных газовых сетей в нашей стране находятся в техническом управлении других собственников. И там необходимо провести инвентаризацию, возможно, создать новое предприятие и передать эти активы в его управление. Об этом заявил на этой неделе в программе "Альтернатива с Юлей Будеч" на TV8 член Наблюдательного совета АО "Молдовагаз", энергетический эксперт Сергей Тофилат.
По его словам, большая часть таких газопроводов построена в селах и между районами, и они не передавались в централизованное управление. Сейчас эти активы находятся в техническом управлении и не так много информации об их текущем статусе.
"Протяженность распределительных газовых сетей в Молдове составляет 23 тысячи километров. Из них только около 8 тысяч тысяч принадлежат "Молдовагаз". Около 15 тысяч километров находятся на техническом управлении. Эти сети построены за счет бюджетных средств, за счет средств мэрий, за счет самих потребителей. (...)
С этими сетями нужно разобраться. Понять, что у нас есть, кто владелец, в каком они состоянии? Уже создана рабочая группа связано с Министерством [энергетики - прим.] и Агентством публичной собственности. Мы сейчас разрабатываем техническое задание, чтобы понять с какой стороны подойти к этому", - рассказал Тофилат.
Он отметил, что неразбериху сильно усугубило решение правительства коммунистов в начале нулевых годов строить газовые ветки в районах за счет бюджетных средств, хотя по регламенту деньги на это должен был тратить оператор, который и зарабатывает за счет продажи газа. Вместо этого правительство выделяло деньги, местные мэрии выделяли средства, деньги собирали с людей, причем суммы в разных районах различались, наверняка имели место хищения части собранных средств. К примеру на юге собирали по 5-10 тысяч леев с человека, а на севере доходило до 25 тысяч.
Когда в 2004 году появились первые построенные властями газопроводы, встал вопрос, кто будет через них работать, так как у тех же мэрии нет лицензий на распределение газа. Начали искать обходные пути, создавать при мэриях "ассоциации потребителей", которые передавали новые сети в бесплатное пользование "Молдовагаз". Уже в 2008 ситуация была запутанная, решили провести инвентаризацию газотранспортной системы, но она так и не прошла.
"В 2008 году никакой инвентаризации и оценки проведено не было. Люди отдали деньги и ничего обратно не получили. Сейчас надо с этим разбираться. Провести инвентаризацию, оценку этих активов, создать новое предприятие. Людям либо дать акции, чтобы они владели этим предприятием и получали доход, либо возместить им стоимость вложенных денег с учетом амортизации", - отметил эксперт.
Он объяснил, почему было принято решение передать управление газотранспортной системой румынской компании.
"В чем заключается логика. Если я занимаюсь продажей газа и в то же время владею газопроводом, я могу преградить к нему доступ других поставщиков. Чтобы этого не произошло в Евросоюзе есть законы, которые мы тоже внедряем. Они подразумевают, что ты отчуждает от себя это имущество и занимаешься только продажей газа, либо создаешь отдельное предприятие, которое будет заниматься администрированием. И ты не имеешь права вмешиваться в хозяйственную деятельность этого предприятия. Там есть свою наблюдательный совет, который принимает решения и не позволяет акционеру вмешиваться в деятельность предприятия.
Если ты не сделал ни первого, ни второго, государство имеет право назначить внешнего управляющего. Поскольку "Газпром", а точнее "Молдовагаз" не сделали ничего, так как "Газпром" блокировал процесс зная все эти положения, государство имеет полное право пойти по третьему сценарию и назначить внешнего управляющего", - подчеркнул Тофилат.
Приднестровский сегмент газотранспортной сети остается под управлением компании из структуры "Молдовагаз", так как созданная в регионе компания "ТираспольТрансГаз" по факту управляет этими сетями. И никто из контрагентов, включая Москву, не признает самостоятельность региона и не готов заключать прямые контракты с Тирасполем. Что касается газопроводов на правом берегу, то здесь у властей в Кишиневе тоже достаточно работы, чтобы навести порядок и все задокументировать.
"Первостепенно, мы как страна должны обеспечить свою энергобезопасность. Не зависеть от одного источника и не позволять никому нас шантажировать. Поэтому за последние 2-4 года были сделанные существенные шаги в этом направлении. Самый серьезный шаг сделали в 2019 году, когда был модернизирован трансбалканский газопровод на реверсные поставки.
Мы существенно продвинулись в части обеспечения энергобезопасности, есть еще ряд вопросов которые надо решить по поставкам электроэнергии. Газ мы сейчас покупаем у альтернативных поставщиков по более низким ценам нежели договор с "Газпромом". По электроэнергии через пару лет нам предстоит завершить строительство линии Кишинёв-Вулканешты, и можно считать, что мы закрыли вопрос зависимости от Кремля", - отметил гость программы.
***
13 сентября Совет директоров НАРЭ утвердил договор о передаче газотранспортных сетей в аренду Vestmoldtransgaz, дочeрнему предприятию Transgaz Romania. До сих пор они находились под управлением "МолдоваТрансГаз", дочерней компании "Молдовагаз", которая входит в структуру российского холдинга "Газпром".
C 19 сентября компания получает не только возможность управлять газотранспортными сетями по всей Молдове, но и статус оператора согласно требованиям III Энергетического пакета, говорится в сообщении регулятора.
В ходе проверки условий контракта установили, что он соответствует требованиям Директивы EC относительно общих правил внутреннего рынка в секторе природного газа, а также с положениями Закона о природном газе.
"МолдоваТрансГаз" не предоставило в обозначенные сроки в НАРЭ пакет документов, который показывает, что транспортировщик является независимым и 18 сентября истек срок управления газотранспортной системой этим предприятием.
Как ранее отмечал госсекретарь Министерства энергетики Константин Боросан заявил, распределение это основной принцип третьего энергетического пакета с ЕС, по которому Молдова взяла на себя обязательство. В РМ внедряется следующая модель. С газотранспортной системой, все остается как есть, у инфраструктуры транспортировки остаются действующие владельцы, но управление сетями обязательно осуществляется третьим, независимым от них лицом.