В апреле текущего года в СМИ активно обсуждали дело основателя Bismobil Kitchen Михаила Шарана. Большой резонанс вызвала не столько организованная им предположительно мошенническая схема, сколько то, как он едва не сбежал от следствия срезав электронный браслет.
Тогда же журналисты и эксперты задались вопросом, насколько эффективны эти браслеты и правильно ли они функционируют. Ассоциация за "Эффективное и Ответственное Управление" (AGER) проанализировала тендеры на покупку этих браслетов в период с 2019 по 2021 год и обнаружила, что пять из них подряд выигрывала одна и та же компания. Сами тендеры при этом формулировались таким образом, что под требования подходила только одна компания.
Ассоциация передала отчёт в Министерство юстиции, а уже оттуда его перенаправили на проверку в следственные органы.
В неправительственной организации выяснили, что в модернизации системы электронного мониторинга молдавским властям помогали внешние эксперты, которые участвовали в подготовке пакета документов, необходимых для запуска тендера государственных закупок. Выяснилось, что помощь мало на что повлияла, многие рекомендации экспертов исчезли из описания тендеров.
Национальная инспекция пробации приобрела электронные браслеты без учета технических характеристик, предложенных экспертами Совета Европы, а устройства не соответствуют стандартам качества ИСО. Кроме того, были исключены некоторые спецификации, касающиеся типа программных приложений, безопасности и алгоритмов шифрования данных или возможности альтернативного местоположения через сотовую сеть при отсутствии GPS.
Было установлено, что устройства приобрели у одного и того же производителя, другие компании не одобрили, не смотря на более низкую цену, которую они предложили. И еще один момент: у экономического агента не было всех сертификатов качества.
С 2019 по 2021 год Национальный инспекторат пробации провёл 5 закупок оборудования и программного обеспечения для слежки за подозреваемыми. Все 5 тендеров подряд выиграла одна компания — Infoexpres. Другие участники выбывали из конкурса по разным причинам.
По имеющимся данным, компания Infoexpres основана в 2006 году Иваном Тышевым. Специализируется на производстве систем GPS-мониторинга, GSM-систем передачи данных в комплексе систем безопасности. Сотрудничает с государственными правоохранительными и охранными структурами, а также с частниками.
О сотрудничестве с Национальным инспекторатом пробации TV8 удалось поговорить с заместителем директора компании Игорем Яшевичем. Он утверждал, что закупки были прозрачными и компания участвовала в тендерах на общих основаниях. Всего за пять тендеров они выручили почти на 4,5 млн леев.
По словам Яшевича, для браслетов работает отдельный сервер в закрытым доступом, все данные хранятся "в облаке". Технически система совместима только с произведенными компанией браслетами, соответственно, приобретая другие браслеты необходимо будет менять и систему.
Относительно качества работы работы браслетов и сервера, спрашивать необходимо у Министерства юстиции, так как у компании нет доступа к информации с сервера, она является конфиденциальной.
"Исходя из того что мы видим, что к нам приносят на ремонт, мы делаем выводы, что это не наша вина. Дело не в том, что внутри. Дело в физическом разрушении этих браслетов. Кто молотком разбил, кто сказал, что об угол ударился… Кто утопил его, и там всё в воде", — рассказал Яшевич.
По словам министра юстиции, сейчас в стране около 259 человек, которым суд предписал носить электронные браслеты для мониторинга их передвижения. Вероника Михайлов-Морару утверждает, что они работают нормально, но есть возможность создать гораздо более совершенные и удобные устройства.
Основной мерой безопасности остается то, что устройство, помимо функции слежения, передает отдельный сигнал, если предпринимается попытка его уничтожить или срезать.
"Если его пытаются срезать с ноги, снять, то сразу же мы получаем уведомление о пропаже сигнала. (…) Когда поступает сигнал тревоги, звонят подозреваемому, если человек не отвечает, тут же передают в экстренную службу 112", — рассказал глава управления мониторинга Николай Фуртунэ.
В период с 2019 по 2021 год на балансе Национального инспектората пробации находилось около 900 устройств электронного мониторинга, как для подозреваемых в преступлениях, так и для агрессоров и жертв семейного насилия. Из них более 160 срезали или уничтожили. Сейчас в запасе остается 155 рабочих устройств.
"Эти устройства зависимы от определённых факторов, в том числе от сигнала GSM. Как их можно сломать? Сейчас нет такого устройства, которое нельзя сломать или разрезать, важно, чтобы в случае его повреждения полиция оперативно получала этот сигнал. Задачи, которые были поставлены перед системой, выполнены. Ни одно программное обеспечение, ни одно электронное устройство не может долго выполнять свои функции. Те, что закуплены в 2019 году, морально устарели. Их нужно совершенствовать каждый год", — отметил директор Национального инспектората пробации Виорел Сокиркэ.
Анализ экономической эффективности электронных браслетов должен был провести приглашённый международный эксперт. Он же может выступить с рекомендациями относительно предложения подобных браслетов на европейском рынке, чтобы они были качественнее и дешевле, отметила министр юстиции Вероника Михайлов-Морару.
Планировали закупить 110 новых пробных устройств. Но процесс пока приостановили, до исчерпания запасов закупленных ранее браслетов.
Пять лет назад Антикоррупционная прокуратура сообщила о случае фальсификации тендера, когда закупалось оборудование для электронного мониторинга, оказавшееся неэффективным и слишком дорогим. Тогда выяснилось, что тендер отдали компании друга действующего тогда руководителя Национального инспектората пробации. Результаты расследования пока неизвестны.
Репортаж: Veronica Gherbovețchii
Видео и монтаж: Vlad Glinjan