Нет ничего подозрительно в том, что пять тендеров подряд на покупку электронных браслетов выиграла одна и та же компания. Только предложение Infoexpres соответствовало финансовым требованиям и требованиям безопасности. Более того, прокуратура уже получила уведомления об этих тендерах и проверяет их, а одно дело нельзя расследовать дважды даже при появлении новых обстоятельств. Об этом заявил в комментарии TV8 бывший директор Национальной инспекции пробации Андрей Яворский.
По его словам, на содержание одного электронного браслета Национальная инспекция пробации (НИП) тратит около 40 бань в день, что в десятки раз меньше, чем предлагали другие участники тендеров. А по поводу отправки отчёта неправительственной организации из Министерства юстиции в прокуратуру, Яворский заявил, что прокуратура получила уведомления еще в 2022 году и не может заново расследовать одно и то же дело.
Он отрицает информацию, что Совет Европы и другие структуры, с которыми сотрудничает НИП, разрабатывали рекомендации и технические характеристики для устройств слежения в Молдове, тем более они не могли выдвигать никаких обязательных требований к тендерам.
Яворский утверждает, что рабочая группа учла мнение международных экспертов, но с некоторыми исключениями. Ряд рекомендаций международных экспертов исключили, так как они не соответствовали национальному законодательству или превышали выделенный бюджет.
Бывший директор утверждает, что не имеет никаких связей с Infoexpres и ничего о ней не слышал до начала подготовки к тендерам и необходимого исследования рынка в 2018 году.
Приобретенные у Infoexpres отличаются, по крайней мере внешне, от авторизованных в Европейском Союзе браслетов, которые больше похожи на часы, только закрепляемые на ноге. Внимание экспертов привлекло то, что Инспекция в тендере потребовала, чтобы устройства не закрывали более 50% поверхности кожи, что исключало практически всех конкурентов Infoexpres в тендере, так как у них были самые тонкие ремешки.
Яворский ответил, что требование к ремешкам важное, так как маленькие ремешки дешевле менять и меньше вопросов возникает по гигиене.
Он не понимает зачем Министерство юстиции отправило отчет неправительственной организации по пяти тендерам в Генеральную прокуратуру и Национальный антикоррупционный центр. По его словам, правоохранительные органы уже уведомили о тендерах в 2022 году и нельзя повторно что-либо расследовать.
"В национальном законодательстве четко сказано: нельзя расследовать одно и то же дело дважды, даже если возникнут новые обстоятельства, даже если этого захочет определенный человек, не буду называть имен. О цели могу только догадываться. Финансовые интересы лица или группы лиц".
***
В апреле текущего года в СМИ активно обсуждали дело основателя Bismobil Kitchen Михаила Шарана. Большой резонанс вызвала не столько организованная им предположительно мошенническая схема, сколько то, как он едва не сбежал от следствия срезав электронный браслет.
Тогда же журналисты и эксперты задались вопросом, насколько эффективны эти браслеты и правильно ли они функционируют. Ассоциация за "Эффективное и Ответственное Управление" (AGER) проанализировала тендеры на покупку этих браслетов в период с 2019 по 2021 год и обнаружила, что пять из них подряд выигрывала одна и та же компания. Сами тендеры при этом формулировались таким образом, что под требования подходила только одна компания.
Ассоциация передала отчёт в Министерство юстиции, а уже оттуда его перенаправили на проверку в следственные органы.
В неправительственной организации выяснили, что в модернизации системы электронного мониторинга молдавским властям помогали внешние эксперты, которые участвовали в подготовке пакета документов, необходимых для запуска тендера государственных закупок. Отмечалось, что помощь мало на что повлияла, многие рекомендации экспертов исчезли из описания тендеров.
С 2019 по 2021 год Национальный инспекторат пробации провёл 5 закупок оборудования и программного обеспечения для слежки за подозреваемыми. Все 5 тендеров подряд выиграла одна компания — Infoexpres. Другие участники выбывали из конкурса по разным причинам.
По словам министра юстиции, сейчас в стране около 259 человек, которым суд предписал носить электронные браслеты для мониторинга их передвижения. Вероника Михайлов-Морару утверждает, что они работают нормально, но есть возможность создать гораздо более совершенные и удобные устройства.
Основной мерой безопасности остается то, что устройство, помимо функции слежения, передает отдельный сигнал, если предпринимается попытка его уничтожить или срезать.
В период с 2019 по 2021 год на балансе Национального инспектората пробации находилось около 900 устройств электронного мониторинга, как для подозреваемых в преступлениях, так и для агрессоров и жертв семейного насилия. Из них более 160 срезали или уничтожили. Сейчас в запасе остается 155 рабочих устройств.