Современная российская религия не имеет ничего общество с христианством и православием. Это просто такая "православная упаковка" сделанная для вида, но внутри нее скрывается религия ненависти и смерти, религия поиска врага. Об этом в интервью программе "Альтернатива с Юлией Будеч" на TV8 заявил религиовед Сергей Чапнин.
Он рассказывает, что русская православная церковь раньше была другой. При всех своих недостатках, в основе ее идеи лежало объединение людей. Но около 20 лет произошло два кардинальных изменения, которые в корне поменяли саму суть русской церкви как института.
"Приблизительно 20 лет назад произошел двойной слом. Первый был связан с изменением политического вектора, когда Россия перестала ориентироваться на демократию как на политическое устройство и перешла ближе к авторитарной модели. Это, безусловно, не могло не отразиться и на церкви.
И второе, что стало катастрофическим сломом для церкви, когда патриархом избрали Кирилла Гундяева. Он стал строить церковь по политическим лекалам. Когда "империи" понадобилось некое идеологическое обеспечение в виде "русского мира", в виде традиционных ценностей, возник вопрос, кто может этим заниматься. И тут показался Патриарх Кирилл", - отмечает Чапнин.
По мнению эксперта, при всех декларациях, которые делает российская власть заявляя о своей христианской основе и православных ценностях, они не идут дальше пустых заявлений.
"Помимо слов есть еще дела. И я думаю, что самым ужасающим свидетельством того как российская политическая элита перестала ориентироваться на Евангелие и на заповеди, это война против единоверного народа, война против Украины.
И за два года этой войны, патриарх Кирилл не нашел возможности даже выразить какого-либо сочувствия гражданским жертвам. Что-то формальное может сказать, но сам он не сопереживает, у него окаменевшее сердце. И такое же сердце у всей российской политической элиты, это одна из из базовых характеристик. Им безразлично страдание других людей, они думают только о себе", - уверен религиовед.
Он отметил, что современная российская религия не имеет отношения к христианству и православию. К ней больше применим термин "постсоветской гражданской религии".
"Мой термин о "постсоветской гражданской религии" подразумевает, что некий новый комплекс верований, где есть такая православная упаковка, православные слова, православная риторика, но по сути - это религия ненависти и смерти, религия поиска врага.
И она очень напоминает советское мировоззрение когда социалистическое государство находилось в кольце врагов, в противостоянии с капиталистическом миром. И помимо внешних врагов были ещё внутренние враги", - говорит Чапнин.
Гость программы уверен, что отношение российских властей и русской православной церкви, по отношению к тем, кого назначили "внешними и внутренними врагами", не имеет ничего общего к христианскому государству.
***
Сергей Чапнин - религиовед, старший научный сотрудник Центра православных исследований иезуитского Фордэмского университета в городе Нью-Йорке (США). Более 15 лет работал в структурах Московского патриархата Русской православной церкви. Обладает глубокими знаниями русских православных традиций, церковного управления и отношений между церковью и государством в современной России.