Разразившийся в Молдове в начале 2025 года энергетический кризис, до сих пор сопровождается широкой информационной кампанией в СМИ России и Приднестровья. И ведь все знали – и в Кишиневе, и в Тирасполе и в Москве, - что с 1 января 2025 года Украина прекращает транзит российского газа через свою территорию. Киев об этом заявил за полтора года до истечения договора с «Газпромом». Не было никаких проблем с тем, чтобы «Газпром» продолжил поставки газа в приднестровский регион. Для этого есть альтернативный маршрут – через трансбалканский коридор.
Тираспольский лидер Вадим Красносельский на пресс-конференции 31 августа 2024 года заявил, что «есть два пути поставки газа в Приднестровье: через территорию Украины и второй – через Республику Молдова, через Каушанскую ГИС», напоминает ведущий TV8 Анатолий Голя, который решил подробней разобраться, чьи действия привели к энергетическому кризису на левом берегу и кто пытается переложить ответственность на других.
«Эта труба также заходит к нам и питает Приднестровье. Ее достаточно для обеспечения всех потребностей Приднестровья и на обеспечение контрактных обязательств Днестровской ГРЭС перед своими потребителями – как внутренними, так и внешними. Естественно, это хорошо, когда есть два канала. Они проверены», - сказал Красносельский.
То ли он пытался сделать "хорошую мину при плохой игре", то ли он действительно не знал о планах Кремля спровоцировать энергетический кризис. Так или иначе, 28 декабря «Газпром» официально уведомил компанию «Молдовагаз», о «прекращении поставок голубого топлива в связи с отказом молдавской стороны урегулировать задолженность за поставки газа».
«Дескать, "Молдовагаз" регулярно не исполняет свои платежные обязательства по действующему контракту, что является существенным нарушением его условий». Удивительно, что в заявлении «Газпрома» ни слова не говорилось ни о прекращении всего транзита российского газа через Украину, ни об альтернативных маршрутах. Это называется «с больной головы на здоровую».
Во-первых, все знали, что Кишинев не признает навязанный долг в 709 млн. долларов, отсутствие долга подтвердил международный аудит. Конечно, этот вопрос можно и нужно обсуждать. Но для этого надо хотя бы созвать заседание Наблюдательного совета «Молдовагаз», в котором, кстати, у «Газпрома» - большинство голосов. Но последнее заседание с физическим присутствием представителей «Газпрома» в Кишиневе проходило в далеком 2019 году. Почему, компания, имеющая контрольный пакет, не созывает заседание и не обсуждает проблему с долгами – вопрос остается открытым.
Во-вторых, «Газпром» заявил о «невыполнении платежных обязательств «Молдовагаз» по действующему контракту». Что является уже откровенной ложью. Потому что, по действующему контракту, подписанному 29 октября 2021 года, правый берег Днестра получал газ от «Газпрома» только до 4 декабря 2022 года. И строго выполнял свои обязательства, оплачивая газ авансом, 1-го и 20-го числа каждого месяца. После этой даты весь газ поставлялся на левый берег Днестра, который ничего не платил «Газпрому». Долг приднестровского региона превышает 10 млрд. долларов. Документы на этот счет имеются и у «Газпрома», и у «Молдовагаз», и у «Тираспольтрансгаз». Но «Газпром» молчит на этот счет. Промолчал даже тогда, когда тот же Вадим Красносельский, в разгар кризиса сказал, что «долг – это не долг, а гуманитарно-техническая помощь».
Почему же по поводу «гуманитарной помощи» вынесены решения судов в Кишиневе и Москве о взыскании долга с «Тираспольтрансгаз»?! После своего заявления конца прошлого года, «Газпром» никаких разъяснений больше не давал. Как говорится, бросил камень в воду, и пошла волна. А ее подхватила российская пропаганда, которая пытается убедить, что энергетический кризис спровоцировала Молдова, Украина, Евросоюз – кто угодно, только не Россия. Которая продолжает со стороны наблюдать за тем, как Кишинев и Брюссель решают проблему подачи газа в Приднестровье, жителей которого Москва решила оставить без света и тепла в разгар зимы.