На левом берегу Прута раскинулись живописные земли. Поля, деревья, тихий берег и охраняемые государством родники с чистой водой. И эта земля... продана. За сумму около 6 тысяч евро. При том есть подозрения, что сделка была не совсем законна или совсем незаконна. Землю продал мэр села... своему сыну.
Жители села Немцены Хынчешского района были шокированы произошедшим, ведь у некоторых из них есть право собственности на эти участки. В попытке добиться справедливости они написали десятки сообщений и обращений властям и в компетентные органы, а также в СМИ, чтобы привлечь внимание к проблеме.
Мэр не согласен с обвинениями жителей и утверждает, что сделка абсолютно законная. Земля перешла к мэрии в 2017 году, была продана и сейчас там планируют открыть производство минеральной воды, и возможно, сделать зону отдыха.
Жалобами местных жителей заинтересовались в Национальном центре по борьбе с коррупцией. НЦБК готовит обращение в прокуратуру по борьбе с коррупцией чтобы по факту произошедшего открыли уголовное дело и расследовали подозрительную сделку. Пока маховик правосудия неспешно раскручивается, владельцы земельных участков опасаются, что время уйдет и они останутся без своей земли.
Корреспонденты программы Moldova gândește направились в Немцены, чтобы поговорить с местными жителями и узнать подробности. Владельцы участков рассказали нам, что не приобретали их, а в основном получили в качестве наследства от своих родителей, бабушек и дедушек.
Нина Милахаки рассказала, что получила документы на участок от примарии села в 1993 году. Но проблемы начались когда она начала оформлять документы.
"Этот участок называется Хыртоп, находится в деревне Немцены, район Хынчешты. Когда я начала оформлять документы как наследник своих родителей, выписку из примарии мне не дали, так как сказали, что это деградированная земля [непригодная к сельскому хозяйству - прим.], а не земля моих родителей. Тогда я написал письмо в сельский Совет, собрала людей, которые также владеют землей в этом районе. Нам ответили, что нас здесь не числится, хотя мы платим [налог] за эту землю. Мэр сказал, что никто ничего не платит за эту землю. Я ему ответила, господин мэр, переспросите у того, кто собирает с нас деньги, но он туда не пошел.
Мы не знаем текущего статуса этой земли. Когда мы пришли в совет, нам так и не сказали, что она продана. Только потом другая женщина, у которой тоже здесь есть участков, пошла в земельный кадастр в Хынчештах и ей сказали, что эта земля уже продана", - рассказывает женщина.
Другая местная жительница, депутат местного совета Майя Мардарь поведала нам, что раньше на некоторых участках стояли жилые дома, где жили их родственники. Они помнят, как приезжали сюда, работали в огороде, помогали по дому. Но сейчас с документами на землю возникли проблемы.
"Недалеко отсюда у моей бабушки был дом, она вдова военного, растила трех детей. Конечно, ей нечего было оставить детям, кроме маленького кусочка земли, и она оставила каждому по маленькому кусочку. В то время никаких документов не оформлялось, и когда мы очнулись, то узнали, что получили землю в Хыртопе в наследство от нашей бабушки.
И вот мы, зная, что у нас здесь наследство, что это наш участок за который мы платим, что это часть нашего дома, в один прекрасный день узнаем, что у нас больше нет земли, что мэр скупил всю землю в Хыртопе. Об этом никто не знал, никому не сообщили", - рассказала женщина.
По ее словам, узнали об это фактически случайно, когда в сельском совете обсуждался вопрос проведение трубы с водой через Хыртоп. Она спросила у мэра подробности относительно маршрута и предупредила, что не все владельцы участков будут согласны на такое и этот вопрос необходимо проработать заранее. На что мэр заявил, что в этом нет нужды, так как местные жители владеют этими участками незаконно. Это заявление ошарашило женщину.
Майя Мардарь, который уже больше десятки лет остается депутатом местного совета, утверждает, что земля общей площадью почти в 10 га по документам приобретена семьей нынешнего мэра Думитру Камбура.
"Господин мэр, еще с момента прихода в мэрию, отметил для себя, что у нас здесь очень чистые источники воды. У нас даже была минеральная вода, которую производили здесь, в Немценах. И я думаю, что он хотел забрать эту воду. А с землей, как я понимаю, они хотят что-то посадить, какие-то особенные деревья, что-то такое", - рассказывает женщина.
Местные жители не согласились с такой постановкой вопроса, отравили жалобы в НЦБК и прокуратуру по борьбе с коррупцией, а также в районный совет Хынчешт. Но рассмотрение продвигается медленно, люди теряют терпение.
В НЦБК в ответ на запрос TV8 подтвердили авторам программы Moldova gândește, что по факту обращения жителей села Немцены проходит расследование и офицеры направили запрос в прокуратуру по борьбе с коррупцией по поводу возбуждения уголовного дела.
Согласно кадастровым данным, 9,7 га земли в этом районе перешли в собственность муниципалитета Немцены в 2017 году. Мы связались с тогдашним мэром, чтобы выяснить подробности и основания для изменения статуса земли, но он не ответил на наш звонок.
По данным кадастра, после четырех лет в собственности муниципалитета в 2021 году землю выставили на продажу. Покупателем стал близкий родственник семьи нынешнего мэра. Любопытно, что на аукционе и при заключении договора купли-продажи интересы нового собственника по нотариальной доверенности представлял сын мэра, который через два года и купил участок. Он же числится в земельном кадастре как нынешний владелец участка.
Мэр Немцен Думитру Камбур не согласен с обвинениями и считает, что все по закону, а некоторые просто "мутят воду".
Корреспондент спросил у чиновника, как местные власти могли продать землю, которая по документам находится в частной собственности у других граждан. Документы официальные, выданные этой же мэрией села Немцены, в 1993 году.
Мэр ответил, что землю у людей никто не отбирал и им дадут те участки, которые они запросят. Он рассказал, что в этой местности есть источники минеральной воды и он планирует открыть там предприятие по производству воды. Чиновник заявил, что не игнорирует людей и готов с ними обсуждать вопрос, а также удивился, почему они идут к журналистам, а не пришли к нему, чтобы все уладить. Корреспондент ответил, что местные жители были у него и не смогли добиться решения, после чего уже пошли с жалобами в компетентные органы и СМИ. На это Камбур ответил, что у большинства местных нет претензий по этому поводу, а есть просто одна персона, которая "мутит воду".
Попытка узнать больше информации не увенчалась успехом. Мэр не смог вспомнить в каком году участок земли перешел в собственность его семьи. Однако поделился планами.
По его словам, здесь удачное место чтобы сделать зону отдыха и добывать минеральную воду из источника. В Немценах, на левом берегу Прут есть родник с чистой водой, у него статус памятника природы. Родник охраняется государством на территории площадью в половину гектара.
Мэр заверяет, что если он не ошибается, его семья приобрела этот участок еще до того, как он вступил в должность. По его словам, здесь можно построить предприятие для добычи минеральной воды.
Мэр отказался говорить с нами на камеру, сославшись на занятость. Чтобы уточнить вопрос с землей, он направил корреспондента к кадастровому инженеру мэрии. Тот уделил журналисту 5 минут, сказал больше не может, пора на обед.
По его словам, проблема с землей в Хыртопе возникла из-за того, что потерялись списки людей, которые приватизировали эту землю. Чиновник заявил, что когда пришел на должность, не нашел списков, хотя предшественник должен был их оставить. Сейчас по документам, уверяет он, земля принадлежит мэрии, точнее мэру...
"- Кому сейчас принадлежит эта земля?
- Мэрии. То есть нет, она продана.
- Вы только что сказали, что ее нельзя приватизировать, как она была продана?
- Ее нельзя продать как сельскохозяйственную землю. Но она продана, потому что там есть родники, и этот человек хочет...
- Что за человек?
- Мэр.
- И чего он хочет там делать?
- Он хочет добывать минеральную воду", - рассказал кадастровый инженер.
После звонка мэру, он все же согласился показать журналистам договор купли-продажи земли.
"- Вот договор купли-продажи.
- Заключен между мэрией и Михайлуце Сергеем.
- А через некоторое время он продал его мэру.
- Через какой период, примерно?
- Мне кажется, что в прошлом году, я не видел этого договора.
- Договор был заключен между господином Михайлуце Сергеем и мэром?
- Я его не видел. Мне кажется, что он заключен между господином Михайлуце и сыном мэра", - ответил кадастровый инженер.
И хотя он сказал нам, что землю нельзя приватизировать, так как у нее статус деградировавшей [не пригодной к ведению сельского хозяйства], в договоре почему-то указано, что у земли сельскохозяйственный статус.
"- Ну, да, мы изменили статус ее использования по решению совета, потому что этот человек, который ее купил, его это устраивает.
- Этот человек - мэр?!
- Да, да, да. Его устраивает то, как он хочет ее купить. А если деградированная земля не продается, то мы можем менять ее назначение по решению местного совета.
- То есть мэр может ее купить?!
- Да. В этом есть что-то смешное? Если люди там тридцать лет ничего не делали, не платили налог на землю, а сейчас мэрия получила 120 000 леев от продажи, тогда как обычные люди платят 900 леев налога за всю площадь
- Но если человек не платил налог, это не дает права забирать его землю?!", - диалог становился все запутанней.
Чтобы сбросить напряжение, чиновник заверил журналистов, что мэрия планирует дать замену людям вместо проданных участков. Предложить им сопоставимые участки земли, которые пригодны для ведения сельского хозяйства.
Но он затруднился четко ответить, что будет, если люди откажутся от такого предложения мэрии.
Мэр и кадастровый инженер утверждают, что владельцы не заинтересованы в этой земле и годами не платят налог на нее. Но фискальный представитель мэрии рассказала нам обратное. По её словам, все кто официально владеет землей на этом участке, платят на нее налоги. Но есть и те, кто не оформил документы на свою землю во время приватизации. Фактически это земля их родственников, некоторые тоже оплачивают налог, некоторые нет. Проблема в том, что у части наследников документы не оформлены должным образом. Поэтому царит неразбериха.
"- Как вы думаете, законно ли двум владельцам платить каждый свой налог за один и тот же участок земли?
- Это не законно!
- Тогда почему вы собирайте с них налоги?
- Ну, я же сказал, что пока не будет достигнут консенсус с мэром. Кадастровый инженер не говорил мне, чтобы я освобождал эти земли от налогов. Понимаете, как? Когда я начисляю налог на землю, я делаю это по земельному кадастру кадастрового инженера. Он дает 320 гектаров по землеустройству, я должен сделать расчет по 320 гектарам", - рассказывает налоговый сотрудник местной мэрии Даниэла.
По её словам, расчет облагаемых налогом гектаров земли находится в ответственности кадастрового инженера. И он не уведомлял, что 9 гектаров перешли от граждан в собственность мэра.
Фискальный представитель утверждает, что давно увидела эту проблему, когда проводила расчеты и пыталась поднять этот вопрос в мэрии, но всем было все равно.
Через два дня после поездки в Немцены, мы снова попытались договорится об интервью с мэром, чтобы он подробно ответил на вопросы. И хотя он находился в Кишиневе, от беседы перед камерой отказался, сославшись на занятость.
В коротком комментарии по телефону, он настаивает что сделка с землей в Хыртопе абсолютно законна и он, как представитель власти, не допустил никаких злоупотреблений. Относительно стоимости участка, он предложил посмотреть всю информацию в Monitorul Oficial.
В официальном источнике цена за почти 10 гектаров земли в Немценах указана в около 127 тыс. леев, или примерно 6 тыс. евро.
Тот факт, что в 2021 году мэр подписал договор купли-продажи со своим сыном, который представлял покупателя, вызвал очевидное подозрение в конфликте интересов. Национальный орган по неподкупности провел расследование, но нарушений не выявили.
Репортаж Constantin Niculae
Оператор Vlad Glinjan
Монтаж Constantin Niculae