Акции нескольких крупнейших сельскохозяйственных компаний Республики Молдова арестованы по делу "о краже миллиарда". Связи этих компаний ведут к семье экс-заместителя главы Национального банка Молдовы (НБМ) Эммы Табырцэ и бывшего делового партнера экс-лидера ДПМ Влада Плахотнюка - венгерского бизнесмена Важи Джаши. Какие тайны связывают их с кипрским городом Ларнака и чем это обернулось для сельского хозяйства Молдовы, в расследовании Cutia Neagră "Секрет Ларнаки".
Ларнака, один из живописных портовых городов Средиземноморья. Город считается визитной карточкой Кипра не только для туристов, но и в плане предоставления услуг по регистрации компаний в удобной налоговой юрисдикции.
Крупнейшими инвесторами в сельское хозяйство Молдовы стали две кипрские компании, аффилированные с семьей Джаши и связанные с мужем бывшего вице-председателя Национального банка Молдовы Эммы Табырцэ. Первая – Aragvi Holding International Ltd, юридическое название группы компаний, известной в Молдове как Trans Oil.
Мажоритарным акционером Aragvi Holding является венгерский бизнесмен Важа Джаши. Он председатель совета директоров компании и главным исполнительным директором группы компаний. У Aragvi Holding International есть активы в Украине, Молдове, Румынии и Сербии.
Вторая — Sungrain Farming International ltd, зарегистрированная в Ларнаке, на которую претендует Тамаз Джаши, сын главы Trans-Oil.
Sungrain Farming учредитель нескольких компаний
Sungrain Farming создал нескольких молдавских компаний. Журналисты Cutia Neagră установили, что компании из Молдовы связаны с именем Иона Екима, мужа бывшего вице-председателя НБМ Эммы Табырцэ. В данный момент она проходит обвиняемой в пособничестве преступной группе во главе с экс-лидером Владимиром Плахотнюком по делу о "краже миллиарда".
По этому уголовному делу прокуратура наложила арест на половину акций молдавских компаний Sungrain Group и Global Farming International. По данным Агентства государственных услуг, бенефициарным владельцем этих компаний выступает Ион Еким.
Прежде чем стать одним из важнейших игроков в сфере молдавского сельского хозяйства, Еким работал на государство. С 2007 по 2013 год он был вице-председателем Совета по конкуренции.

В январе 2013 года, почти через год после брака с Эммой Табырцэ, Еким покинул Совет по конкуренции и ушел в частный сектор. В течение следующих пяти лет он купил и основал четыре сельскохозяйственные компании — Sungrain Group, WeTrade Agro, Sungrain Capital и Terrasem-Grup.
В октябре 2014 года он купил компанию Sungrain Group, открытую весной того же года гражданином Украины. Всего через полгода, в марте 2015 года, Sungrain Group под его руководством стала владельцем компании WeTrade Agro, в которой он работал после ухода из Совета по конкуренции.
В 2018 году Еким стал бенефициаром другой компании - SRL Terrasem-Grup из Новых Анен через компанию Sungrain Capital SRL, которую он создал несколькими неделями ранее.
В 2013 году, за год до покупок сельскохозяйственных компаний, Эмма Табырцэ задекларировала доход в размере чуть более 825 тысяч леев, полученный от зарплаты заместителя председателя Национального банка. В качестве доходов своего мужа Иона Екима Табырцэ указала в декларации заработную плату на общую сумму более 93 тысяч леев, полученную на государственной должности в Совете по конкуренции и от частной компании WeTrade Agro SRL. В декларации отмечалось, что Еким получил более 27 тысяч долларов за оказание консультационных услуг. Еще 3 млн леев и около 90 тысяч евро полученных средств указывались в качестве кредитов, которые семья взяла в период с 2010 по 2013 годы.
Громкие схемы и череда уголовных дел
В тот же период в Молдове стали реализовывались две крупные схемы, по результатам которых возбудили серию уголовных дел, по которых Табырцэ проходила в качестве обвиняемой. В "Российской ландромате", когда банковская и судебная система использовалась для отмывания 20 миллиардов долларов из Российской Федерации, Табырцэ предъявили уголовное обвинение в неисполнении служебных обязанностей. В начале текущего года ее оправдали по этому обвинению. В деле "о банковской краже" — когда из трех молдавских банков незаконно вывели сумму эквивалентную около 1 миллиарда долларов, Табырцэ обвиняется в пособничестве преступной группе во главе с Владимиром Плахотнюком.
Отвечая на вопрос Cutia Neagră, Ион Еким не стал раскрывать, откуда у него деньги на покупку сельскохозяйственных предприятий. Он только упомянул, что процесс их приобретения был долгим и обдуманным, а не спонтанным.

12 июля 2019 года, на фоне потери власти Демократической партией и бегства Владимира Плахотнюка из Республики Молдова, Еким продает свои наиболее ценные активы в Молдове — Sungrain Group и Terrasem-Grup — кипрской компании, Karabu Holdings Limited, зарегистрированная примерно годом ранее. Бизнесмен предпочитает сегодня не говорить об этих сделках.
"Позвольте мне не комментировать эту тему. Я сказал вам, что это предмет судебного разбирательства. Я не хочу, чтобы мои заявления интерпретировали так или иначе, пока этим занимаются юристы", — сказал он.
Ион Еким продолжал оставаться бенефициаром
Через месяц после приобретения компаний Екима, в августе 2019 года, Karabu Holdings сменила название на Sungrain Farming International Limited. Еще через год суд Кишинева применил арест к акциям компаний Sungrain Group, проданных в 2019 году кипрской компании, и к Global Farming International. Антикоррупционная прокуратура уточнила Cutia Neagră, что после проверки выяснилось, что несмотря на продажу компаний их фактическим бенефициаром по-прежнему остается Ион Еким.
Прокурор Октавиан Якимовски, запросивший ходатайство о наложении ареста,
Прокурор, который ведет это дело - Октавиан Якимовски - заявил журналистам TV8, что доказательств того, что Эмма Табырцэ извлекла какую-либо выгоду из украденных средств нет. В то же время, она подозревается в предоставлении преступной группе Плахотнюка всех инструментов, необходимых для хищения финансов из – Unibank, Banca Socială и Banca de Economii.
Якимовски добавил, что данный факт не освобождает лицо от возмещения ущерба, причиненного преступлением, если будет доказана причинно-следственная связь между преступной деятельностью и причинением ущерба.
По словам прокурора, арест на предприятия наложили с целью возмещения возможного ущерба, причиненного Эммой Табырцэ. При этом он подчеркнул, что ни Ион Еким, ни его компании не проходили в расследовании по делу о "краже миллиарда" и ему не присваивалось никакого статуса в этом деле.
Тамаз Джаши претендует на Sungrain Group
В случае с компанией Terrasem-Grup, проданной мужем вице-председателя НБМ кипрской компании, Еким продолжал значиться в списке бенефициаров еще три года. Непонятно, почему прокуратура не попыталась наложить арест и на эту компанию. Имя Екима было вычеркнуто из списка бенефициаров в ноябре 2022 года после того, как компания перешла к Тамазу Джаши, сыну главы Trans-Oil Важи Джаши.
Тамаз Джаши также претендует на свою компанию Sungrain Group. Спустя почти год после ареста акций этой компании Джаши-младший подал заявление в Антикоррупционную прокуратуру о снятии ареста. Он заявил, что мера, предпринятая прокурорами, незаконна, поскольку бенефициар двух компаний - он, а не муж Эммы Табырцэ Ион Еким. Но прокуратура его отклонила.
26 мая 2021 года в Антикоррупционную прокуратуру поступило ходатайство гражданина Тамаза Джаши об отмене ареста, примененного на основании заключения суда Кишинева. Он сослался на декларацию о доверительном управлении, выданную номинальным акционером, кипрской компанией Vervelia Holdings Limited. Согласно декларации Тамаз Джаши является бенефициарным владельцем компании Sungrain Farming International Ltd, которая, в свою очередь, является владельцем компаний Республики Молдова: Sungrain Group и Global Farming International. После оценки доводов, приведенных в качестве доказательств, собранных в ходе уголовного расследования и параллельных финансовых расследований, 9 июня 2021 года запроса отклонили. Это решение до настоящего времени не пытались оспорить.
"По состоянию на июнь 2020 года я являюсь владельцем и конечным бенефициаром Sungrain Group SRL через кипрскую холдинговую компанию.
Ответы на заявление Антикоррупционной прокуратуры будут даны в ходатайстве, которое в ближайшее время будет подано в суд моими адвокатами", — сказал Тамаз Джаши, владелец Sungrain Farming International Limited. .
Его отец, Ваджа Джаши, заверил нашего корреспондента TV8, что бизнес его сына не связан с группой Trans-Oil.
"Этот сельскохозяйственный бизнес полностью независим и отделен от бизнеса Trans-Oil Group.
Я не влияю и не участвую в каких-либо решениях, принимаемых моим сыном при ведении этого бизнеса. Время от времени я, очевидно, даю ему советы по определенным вопросам, однако решения остаются за ним", — сказал Важа Джаши, владелец группы компаний Trans-Oil.
На просьбу сказать, какой у него бизнес с Ионом Екимом, владелец Trans-Oil ответил, что он генеральный директор Global Farming. Компания является крупным поставщиком сельхозпродукции для Trans-Oil.

Портал Land Matrix, глобальная база данных, которая отслеживает сделки, владение и аренду сельскохозяйственных земель со всего мира, показывает, что молдавские дочерние компании двух компаний с Кипра совместно обрабатывают 90 тысяч гектаров земли в Молдове.
С другой стороны, Ваджа Джаши заявилл, что информация, опубликованная Land Matrix, неверна и неточна.
"Фактически на данный момент Kelley Grains Silo арендует 5 тыс. га, а компании Тамаза, Sungrain Group, работают на 18 тыс. га арендованной земли", — заявил бизнесмен.
Компании постоянно пользуются государственными субсидиями
Компании, которыми в настоящее время управляет Ион Еким, включая арестованные за предполагаемую причастность Эммы Табырцэ к "краже миллиарда", постоянно получали субсидии от государства.
Например, Global Farming International SRL, известная среди фермеров под прежним названием WeTrade Agro, с 2014 г. по настоящее время получила субсидии в размере 4,3 млн леев. Во время засухи в 2020 года компания получила еще 7 млн леев и 65 тыс. литров дизельного топлива.
Еще одно молдавское предприятие Agrotera Sud, которым руководит Еким, получило 2 млн леев. Terrasem-Grup, перешедшая от Екима к Тамазу Джаши в 2022 г., за последние шесть лет получила субсидии в размере 1,3 млн леев.
Ассоциация Forța Fermierilor ("Сила Фермеров") выступала за запрет государственного субсидирования компаний с бенефициарами офшорных зонах. В качестве основного аргумента председатель ассоциации Александр Слусарь приводит разницу уплачиваемых в налогах, что создает неравные условия с молдавскими компаниями.
"Экономическое соображение связано с тем, что оффшорные компании обычно являются налоговыми убежищами, где налогообложение либо равно нулю, либо имеет очень низкий процент. И поэтому там постоянно проводится оптимизация налогообложения", — сказал Слусарь.
По его словам, офшорные компании работают в неравных условиях с экономическими агентами из Молдовы, которые платят больше налогов. И несправедливо, что компании, аффилированные с офшорами, где не соблюдаются правила финансовой прозрачности, извлекают выгоду из и без того очень скромных бюджетных ресурсов Республики Молдова, претендуют на субсидии наравне со всеми.
С другой стороны, глава Trans-Oil Важа Джаши утверждает, что компании с офшорными учредителями получили менее 1% финансирования Агентства по сельскохозяйственным интервенциям и платежам.
"За последние пять лет только четыре компании группы Trans-Oil, крупнейшей из которых была Elevator Kelley Grains, получили 3 млн леев в виде субсидий на инвестиции в инфраструктуру, направленные на строительство нового зернохранилища", - заявил Джаши.
Закон принят с помпой, но результатов пока нет
Два месяца назад парламент принял новый Закон о субсидировании сельского хозяйства в сельской местности. Запрет на субсидирование компаний с офшорными бенефициарами ввели в закон еще два года назад. Впервые этот запрет установили в ноябре 2020 года после принятия Закона об борьбе с офшорами. Для того, чтобы юридическая мера начала действовать, необходимо было, чтобы Правительство приняло методологию определения "налоговых убежищ" и создало перечень таких юрисдикций, чего пока так и не было сделано.
Сейчас при выборе получателей субсидий сотрудники Агентства по интервенциям и платежам в сельском хозяйстве (AIPA) ориентируются на список налоговых убежищ, принятый 10 лет назад Советом директоров Национального банка Молдовы. В то время в совет входили председатель Дорин Драгуцану и Эмма Табырцэ. Позже они стали обвиняемыми в пособничестве преступной организации Владимира Плахотнюка по делу "о краже миллиарда".
"Мы также задались вопросом об этом регламенте или методологии. И, обсуждая с компетентными органами, мы ориентировались на решение Национального банка Молдовы.
В случае, если будет разработана методология, по которой выявляются экономические агенты из стран которые не соответствуют международным стандартам прозрачности, мы будем ее применять", - сказала Диана Кошалык, временно исполняющая обязанности директора AIPA.
Тот факт, что новый закон о субсидиях никак не касается компаний, у которых есть бенефициары на Кипре и что они могут продолжать пользоваться господдержкой, не всех беспокоит. В парламента отмечают, что и ситуация на Кипре постепенно меняется.
"На Кипре тоже произошел ряд изменений, под давлением Евросоюза, очевидно, с целью изменения законодательства.
Что касается вложений кипрских компаний в сельское хозяйство, еще раз повторяю, пока есть доказанная легальность этих финансовых ресурсов, мы как государство должны быть заинтересованы в инвестировании в любой сектор экономики, но давайте сделаем так, чтобы деньги были честными", - сказал депутат Александр Трубка
Важа Джаши рассуждает, почему нельзя включать Кипр в список оффшорных юрисдикций.
"Насколько мне известно, Кипр не включен в проект этого списка, учитывая тот факт, что он является государством-членом ЕС.
Кроме того, в марте 2021 года Кипр полностью перенес директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег и терроризмом, создав Публичный реестр бенефициаров кипрских компаний", - отметил Джаши.
Отчет Европейской комиссии показывает сохранения низкой ставки корпоративного налога на Кипре, который почти вполовину ниже среднего показателя по Европейскому союзу в 2020 году.
Последний рейтинг Tax Justice Network, британской неправительственной организации, специализирующейся на изучении уклонения от уплаты налогов, налоговой конкуренции и налоговых убежищ, помещает Кипр в число наиболее благоприятных юрисдикций для лиц, которые хотят скрыть свои доходы от властей и "оптимизировать. Кипр занимает 15-е место среди наиболее благоприятных офшорных юрисдикций, опережая такие страны, как Панама или Багамские острова.