Геополитическая общность, общность вызовов или рисков предопределила особую близость между Молдовой, Украиной и Грузией. Несмотря на то, что в последнее время отношения между Киевом и Тбилиси ухудшились, три страны остаются в общем фарватере европейской интеграции, рассказал в интервью авторской программе "Доброго вечора, ми з України" на TV8 председатель грузинского аналитического центра «Geocase» Виктор Кипиани, который недавно побывал в Кишиневе.
В декабре Грузию получила долгожданный статус кандидата на вступление в ЕС. Несмотря на хороший прогресс в нулевые годы, сейчас страна отстает от Украины и Молдовы по темпам европейской интеграции, но еще есть шансы наверстать упущенное. Тем более, что война в Украине ускорила многие процессы.
"Война в Украине повлияла самым прямым образом на процессы в Грузии, на то состояние неопределённости, в котором находился Европейский союз по отношению к нашим странам. К Украине, Молдове и Грузии. Война подвела под определённую черту, когда закончилась та зона комфорта, в которой находился Европейский союз и в целом атлантическое сообщество, нужно было принимать решение в ту или иную сторону", - заявил аналитик.
По его словам, долгое время наши страны находились в неопределенности, в "подвешенном состоянии". Некоторые эксперты даже использовали термин "No man's lands" (ничейная земля). Он не согласен с таким определением, но отмечает, что динамику европейской интеграции Молдовы, Украины и Грузии существенно изменила российская агрессия в Украине. Сейчас украинцы, защищая свой суверенитет и государственность, защищают и выбор грузинского народа.
"Я не не сторонник выражения, что война послужила "входным билетом" для Украины в ЕС. Это некорректно по отношению к украинцам. Но стоит отметить, что Украина защищает не только себя, но и цивилизационный выбор и государственность Грузии.
Когда мы смотрим на с надеждой на желательный исход войны, мы подразумеваем что это будет не только восстановление территориальной целостности Украины, но и повлияет на восстановление территориальной целостности Грузии, а в большем аспекте повлияет на упрочнение гарантий безопасности для наших стран", - уверен Кипиани.
По мнению гостя программы, Евросоюз и НАТО вынуждены выходить "из состояния сонливости", в котором находились после распада СССР и начать принимать четкие решения правового и политического характера. И это отразится на судьбе всего региона.
"По сей день существует платформа такая называется Eastern Partnership (Восточное партнерство), где Украина, Молдова и Грузия были в фарватере многих процессов. Особый статус в рамках партнерства определился после создания "Ассоциированного трио". Геополитическая общность, общность вызовов или рисков предопределила особую близость отношений между этими тремя странами", - отметил эксперт.
Он добавил, что ситуация в которой Молдова и Украина получили одобрения переговоров, а Грузия отстает в этом отношении, является "противоественной", так как три страны двигались фактически общим курсом. Но так сложилась политическая ситуация, что Грузия упустила ряд своих возможностей. Ухудшились отношения между Киевом и Тбилиси, все это накладывает определенный отпечаток на развитие ситуации.
"Настоящие вызовы и вопросы завтрашнего дня превалируют над любыми властными и конъектурными соображениями. Будущее должно представляться нам в мире в стабильности внутри Молдовы, Украины и Грузии. И в нашей экономической самодостаточности.
Сегодня вопросы безопасности - это не только вопросы вооружения и военной составляющей, но это вопросы и экономического характера. Для нас, для Грузии, членство в этих структурах - это не сама цель, а средство, возможность повысить благосостояние собственных граждан. И бенефициарами подобных процессов должны стать грузины, молдаване и украинцы", - подытожил Кипиани.