Приближается сентябрь, а на собраниях, проводимых в начале учебного года, родителям опять объявят о неформальных сборах, выплачиваемых в государственных учебных заведениях. Хотя правовые рамки запрещают собирать и получать подобные вознаграждения, в некоторых школьных учреждениях родителей и далее «настойчиво просят» сдавать деньги в фонд класса, фонд школы, на ремонт и т. д. В прошлом году в Кодекс о правонарушениях внесли изменения, наказывающие и тех, кто собирает деньги, и тех, кто их получает. Родителям рекомендуют сообщать о случаях вымогательства денег по Национальной антикоррупционной линии (080055555), которая работает круглосуточно 7 дней в неделю.
Мария К. (прим. ред.: имя изменено из соображений безопасности учащегося) из мун. Кишинева воспитывает трех детей. Старший сын учится в Теоретическом лицее Ginta Latină. Женщина жалуется на то, что в этом учебном заведении ежемесячно собирают примерно по 300 леев с ребенка в так называемый школьный фонд, а если родители не платят, страдают дети. Чаще всего родителям говорят, что если они не согласны с этими условиями, то могут перевести ребенка в другую школу: «Отдать ребенка в другую школу, когда живешь буквально рядом с школой, это издевательство», говорит Мария К. Она рассказывает, что сейчас, перед началом нового учебного года, получила от одного из родителей, состоящих в родительском комитете, сообщение с требованием сдать деньги на ремонт и покупку плафонов. «На родительских собраниях директорка всегда оправдывает денежное «участие» родителей, при этом она обвиняет публичное управление в том, что оно выделяет недостаточно денег», — добавляет мать учащегося. Женщина уточняет, что на ремонт деньги собирали отдельно.
В свою очередь, директорка лицея Нина Жук признает, что в этом учебном заведении собирают деньги, но утверждает, что родители сдают деньги добровольно через ассоциацию, в которую они вступают. «Родители собирают деньги, но есть кассовый аппарат, ведется прозрачный учет. Несомненно, налицо недоразумение, так как школьная администрация сменила плафоны во всех классах», — уверяет директорка. Она заверила, что проверит данный случай и выяснит, в каком классе собирались другие суммы под предлогом плафонов.
Прозрачность отчетности в случае добровольных взносов
Заместитель директора гимназии села Токуз Кэушенского района Неля Потынга утверждает, что в этом учебном заведении деньги от родителей не собирают, а школьная администрация выкручивается как может: «Естественно, было бы хорошо, если бы у нас было достаточно денег, в том числе на ремонт. В этом году мы сделали только косметический ремонт, в спортзале мы только покрасили пол. А все потому, что денег нам не хватает…».
Менеджеры учебных заведений, в которых деньги собираются через родительские ассоциации, должны периодически представлять отчеты и прозрачно объяснять, какие суммы были собраны и как были потрачены деньги, уверена Неля Потынга. «Несколько лет тому назад у нас в школе родители тоже вносили свой вклад и платили символические суммы, но деньги перечислялись через банк и мы периодически информировали их о том, как тратятся деньги», — утверждает замдиректора гимназии.
Штрафы для родителей, которые собирают деньги, и для учителей, которые их принимают
Сборы в отечественных учебных заведениях применяются уже много лет. Еще в 2016 году в Отчете детей из Молдовы для Комитета ООН по правам ребенка отмечалось: «детей и родителей обязывают выплачивать незаконные сборы в течение учебного года: в фонд класса, в фонд школы, на ремонт и оборудование, на подарки по случаю различных мероприятий и праздников, на тетради для оценок, тестов, практических и лабораторных работ». Власти издали немало циркуляров и приказов для искоренения данного явления. В прошлом году в Кодекс о правонарушениях внесли изменения, в соответствии с которыми санкции грозят как тем, кто собирает деньги, так и тем, кто получает эти финансовые средства, в том числе учебным заведениям. В соответствии со статьей 315 Кодекса о правонарушениях, лицам, которые организуют незаконный сбор средств или предлагают подобное вознаграждение, грозят штрафы в размере до пяти тысяч леев. Авторы проекта обосновывали, что «изменение необходимо, во-первых, для того, чтобы уменьшить масштабы поборов в сфере образования и искоренить данную проблему. (...) Практика поборов создает проблемы этического, нравственного и правового плана, приводит к конфликтам интересов в процессе оценки школьных результатов. Получая подарки, надбавки к заработной плате и другие блага, преподаватели чувствуют себя обязанными перед детьми, родители которых платят такие взносы. У преподавателей в подобных случаях возникает некий нравственный долг перед указанной категорией детей. Таким образом, преподаватели сталкиваются с конфликтом интересов или оказываются в сложном положении, когда им надо объективно оценивать результаты учащихся».
Родители или опекуны могут сообщать о случаях вымогательства денег в учебных заведениях по Национальной антикорруционной линии, открытой Национальным центром по борьбе с коррупцией, позвонив для этого по номеру телефона 080055555. Услуга бесплатна и доступна круглосуточно семь дней в неделю.
Лилиана Мэлаки, журналистка, Ассоциация независимой прессы (API)
Этот материал разработан при поддержке проекта «Укрепление верховенства закона и механизмов борьбы с коррупцией в Республике Молдова», финансируемого совместно Европейским Союзом и Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) и реализуется Обществом международного сотрудничества Германии (GIZ). Выраженные мнения принадлежат авторам и не отражают в обязательном порядке позицию финансирующих структур и GIZ. Финансирующие структуры и GIZ никоим образом не влияют на выбор темы материала.