Парламент принял в первом чтении законопроект о реформировании Службы информации и безопасности (СИБ). Инициативу поддержали 59 депутатов от правящей партии “Действие и солидарность” (PAS). Социалисты и коммунисты выступили против. Они считают, что этот законопроект нарушает фундаментальные права и свободы граждан. По мнению оппозиции, предложенная инициатива также противоречит Конституции. В свою очередь в PAS заверяют, что все права граждан будут соблюдаться.
Согласно поправкам, СИБ может получить больше полномочий для проведения следственных и контрразведывательных операций, которые, в том числе предусматривают прослушку и перехват корреспонденции не в ходе уголовного преследования, а в рамках «специального дела».
С одной стороны, деятельность Службы информации и безопасности будет координироваться президентом Республики Молдова, а с другой - подлежать парламентскому контролю. Глава государства будет ежегодно устанавливать приоритетные направления в сфере национальной безопасности, распределять задачи в пределах полномочий СИБ, устанавливать вид и порядок предоставления информации и оценивать выполнение этих задач.
Ранее Венецианская комиссия установила, что новый законодательный пакет, посредством которого власти хотят усилить Службу информации и безопасности, наделяет это учреждение слишком широкими и неопределенными полномочиями. Еще одно замечание экспертов – риск политически подчиненного руководителя СИБ.
В своем заключении, опубликованном 13 марта, Венецианская комиссия утверждает, что в условиях чрезвычайных рисков для национальной безопасности Республики Молдова усиление спецслужб оправдано, но должно осуществляться в пределах международных стандартов в области прав человека.
Комиссия также обеспокоена тем, что большое количество контрразведывательных мер, включая мониторинг финансовых транзакций, идентификацию абонента или визуальное наблюдение с использованием технических средств, может осуществляться с простого разрешения директора СИБ без каких-либо условий необходимости или соразмерности и без внешнего контроля, что «могло бы затронуть фундаментальные права человека».