Рассуждения о том, что Москву нужно убрать из переговорного формата "5+2" не имеют большого смысла, так как ее присутствие там формальное. По сути, переговоры по Приднестровью уже 5 лет идут без участия России, а с 2022 года и вовсе действующий остался только формат "1+1" между Кишиневом и Тирасполем. Об этом заявил сегодня в программе "Новая неделя с Анатолием Голя" экс-вице премьер по реинтеграции Александр Фленкя.
"Переговоры уже идут по факту без участия Российской Федерации. Кишинёв и Тирасполь тем или иным образом, в разных точках, будь то Кишинёв, Тирасполь или Варница, договариваются по всем острым для себя вопросам. Кишинёв всегода может поменять для себя список координат и приоритетов, а Тирасполь уже подстроится.
Этот прецедент идёт уже не 2 года, а строго говоря с 2019 года. В октябре 2019 года состоялось последнее заседание формата "5+2". По сути, уже 5 лет переговоры идут без Российской Федерации. Поэтому Москва постоянно и призывает, давайте, возобновите переговоры в формате "5+2". Почему? Потому что в формате "1+1" России нет. Мы уже имеем прецедент переговоров по Приднестровью без России", - отметил Фленкя.
По его словам, главный переговорщик от Приднестровья Виталий Игнатьев безусловно очень близк Москве и находится на связи "24/7". Однако сам он живет в Тирасполе и вынужден встраиваться в местную структуру власти, у которой есть своя специфика. А Москве хотелось бы иметь прямое влияние на происходящее.
***
В переговорах по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" последние 20 лет участвовали Кишинев и Тирасполь как стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ – в качестве посредников, Евросоюз и США – как наблюдатели. С началом полномасштабной войны России против Украины переговорный процесс фактически заморожен.
Как заявлял ранее вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции Олег Серебрян, война в Украине полностью заблокировала переговорный формат "5+2", и диалог с левым берегом ограничивается технической повесткой. Он отметил, что существует много критических замечаний по поводу переговорного формата "5+2" и так называемой политики "малых шагов". Однако такой формат сохранил мир в регионе и обеспечил подвижки по некоторым социальным вопросам.
Кишинев и Тирасполь ведут переговоры напрямую в неформальном формате "1+1". Обсуждаются, в основном, неотложные гуманитарные и технические вопросы.