Привлечение других государств для разрешения приднестровского конфликта, "интернационализация" переговорного формата, не ведет ни к чему. Гораздо эффективней будет, если Кишинев и Тирасполь договорятся в формате "1+1". Статус Приднестровья должен гарантироваться, в первую очередь Конституцией Республикой Молдова, а не каким-либо международным договором. Об этом заявил вчера в эфире Jurnal TV вице-премьер по вопросам реинтеграции Олег Серебрян
Он не видит смысла возвращаться к неработающему формату "5+2", ведь к "1+1" можно привлечь внешних наблюдателей и посредников.
"Мы исходили в начале 2000-х годов из мысли, что интернационализация конфликта может привести к решению, но затем увидели, что это путь в никуда. По сути, мы должны сосредоточиться на решениях тех решениях, которые можем найти дома, даже консультируясь по ним с нашими внешними партнерами", - пояснил вице-премьер.
По его словам, в первую очередь необходимо вести консультации по Приднестровью с представителями соседних стран - Украиной и Румынией.
Серебрян отметил, что гарантирование статуса Приднестровья международным договором в обход Конституции - это прямое разрушение суверенитета Республики Молдова. Поэтому, переговоры должны быть и различные консультации, но согласованный статус может быть гарантирован только одним документом - Конституцией РМ.
***
В переговорах по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" последние 20 лет участвовали Кишинев и Тирасполь как стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ – в качестве посредников, Евросоюз и США – как наблюдатели. С началом полномасштабной войны России против Украины переговорный процесс фактически заморожен.
Как заявлял ранее вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции Олег Серебрян, война в Украине полностью заблокировала переговорный формат "5+2", и диалог с левым берегом ограничивается технической повесткой. Он отметил, что существует много критических замечаний по поводу переговорного формата "5+2" и так называемой политики "малых шагов". Однако такой формат сохранил мир в регионе и обеспечил подвижки по некоторым социальным вопросам.
Кишинев и Тирасполь ведут переговоры напрямую в неформальном формате "1+1". Обсуждаются, в основном, неотложные гуманитарные и технические вопросы.