В середине апреля в американском журнале Foreign Affairs вышел материал, который поднял новую волну критики в отношении украинского руководства. Речь в нем шла о том, что в самом начале войны, в марте 2022 года, Россия и Украина смогли договориться об основных пунктах мирного соглашения в Стамбуле, но Зеленский под влиянием некоторых западных лидеров отказался от подписания, не желая идти на уступки и рассчитывая на победу "по поле боя". Журналисты подготовили материал опираясь на присланные им данные от источника, который может быть связан с Россией и намерено отпустить некоторые детали тех переговоров.
Польский дипломат Якуб Кумох, экс-госсекретарь канцелярии президента Анджея Дуды, который сопровождал украинскую делегацию на переговорах в феврале-марте 2022 года, рассказал в интервью изданию Polska Times, почему Киев и Москва даже близко не были к подписанию договоренности, как Россия стремилась превратить договор в условие капитуляции для Украины и оставляла для себя множество лазеек в документе для нового вторжения в последующие годы. Перевод материала подготовило русскоязычное издание "Новая Польша". Пересказываем самое главное из заявлений польского дипломата, который "находился внутри" переговорного процесса в Стамбуле.
Якуб Кумох, российский олигарх Роман Абрамович и боец польского спецназа GROM перед вылетом в Турцию. Весна 2022 года. Фото: Личный архив Кумоха, публикация i.pl
Якуб Кумох рассказал, что Кремль стремится переложить ответственность за срыв подписания мирного договора на Украину, Путин даже лично цитировал некоторые пункты из документа. Однако в РФ намерено опускают важные детали, которые фактически означают капитуляцию Украины еще в начале российского вторжения.
Русский "мир"
28 февраля, мир в ужасе наблюдает за новой масштабной войной в Европе, которой не видели уже больше 80 лет. К Киеву с нескольких сторон тянутся длинные колонны российских войск, никто не может дать прогноз, сколько времени устоит украинская столица. Но уже есть первые тревожные для Кремля сигналы, украинская армия не дрогнула и не разбежалась, бои продолжаются почти на всех участках линии соприкосновения. Армия РФ понесла первые тяжелые потери, кадры сгоревшей бронетехники облетают мировые СМИ.
С идеей о переговорах выступил лидер Беларуси Лукашенко, фактически он выражал волю Москвы, не являясь здесь самостоятельной фигурой, отметил Кумох. Российские переговорщики выдвигали различные пропагандистские обвинения в адрес Украины и очень быстро предоставили черновой вариант "мирного договора", условия которые были капитуляцией для Киева.
Все указывало на то, что Кремль разработал документ еще до начала вторжения. Он использовался для нескольких целей: 1) Условия капитуляции Украины, если его подпишут. 2) Показать мировому сообществу, что Россия не заинтересована в войне, а выступает за мир, но на определенных условиях. 3) Попытка повлиять на украинское общество, чтобы оно давило на власть пойти на уступки России ради прекращения ударов.
Проект Стамбульского мирного соглашения со стороны России предусматривал:
- признание аннексии Крыма;
- признание "независимости" восточных регионов Украины;
- введений ограничений на численность украинской армии и определенных видов вооружений;
- введение русского языка в Украине в качестве второго государственного;
- запрет на вступление в НАТО;
- ведение бессрочного нейтралитета;
- проведение "денацификации" в Украине;
- введение культа Великой Отечественной войны;
- изменение ряда украинских законов, включая Конституцию.
Кумох рассказал, что Россия привезла Украине целый список подготовленных законов, которые в Киеве должны были поменять после подписания соглашения, это тоже были фактические требования к проигравшей стороне.
"[Украинские переговорщики - прим.] произвели на меня впечатление. Не уверен, что у меня в военных условиях хватило бы профессионализма, чтобы не выйти из себя. Они же вежливо и скрупулезно расписывали, почему тот или иной пункт соглашения нужно убрать. Но переговоров они не срывали. Их действия были продуманными, с намерением дождаться, когда россияне сами себя разоблачат. И действительно, россияне проявляли нетерпение, а в какой-то момент выдали себя с головой. Украинцы заманили их в ловушку, добавив фрагмент о Будапештском меморандуме 1994 года — документе, который Россия как-никак подписала. Речь идет о гарантиях территориальной целостности Украины.
А российский переговорщик ответил в письменной форме , что это неприемлемо, так как… границы изменились. Тем самым Россия расписалась в том, что пытается захватить украинскую территорию. Конечно, мы об этом знали, но одно дело факты, а другое — официальное признание попытки перечеркнуть принцип нерушимости границ", - рассказал Кумох.
Признание "новых границ" и ослабление армии
Эта тема важна не только для Украины. Если определенные политические силы увидят, что можно безнаказанно с помощью силы менять границы государств и не нести за это никакой существенной ответственности, то это может привести к новым войнам на Балканах, в Восточной Европе, а может быть, и на Западе.
"Не менять границы каждые 20 лет, как это было в XIX столетии — вот основа безопасности наших детей и внуков", - отметил дипломат.
Основные гарантии России можно уместить во фразу "поверьте нам на слово". А в Киеве уже не верили, после того, как Россия выбросила в мусорку Будапештский меморандум о гарантиях территориальной целостности Украины в обмен на передачу ядерного оружия.
Украинские переговорщики были согласны на условия нейтралитета, но нейтралитета вооруженного, как у Финляндии после 1940 года. Но Россия настаивала на серьезном сокращении ВСУ и количества вооружений, что серьезно ослабляло позиции Украины в случае новой атаки. На этом моменте переговоры заходили в тупик.
Как рассказывает Якуб Кумох, россияне демонстрировали ментальность XIX века "мир в обмен на территории". При том требовали признание захваченных территорий частью России, варианты "кипрского конфликта" с непризнанными территориальными образованиями их не устраивали.
"Потом россияне отступили от наиболее радикальных требований и оттого могло сложиться впечатление, будто прогресс есть. Но его не было в главном вопросе: о территории и гарантиях. А значит, прогресса не было.
[Россияне были согласны давать гарантии - прим.], но такие, на которые они могли бы наложить вето. Читай: не хотели. В их сценарии Россия — один из гарантов, и без единогласия ничего сделать нельзя. По моему мнению, это с самого начала было блефом. (...) По моему мнению, переговорщики ни разу не приблизились к тому, чтобы положить конец войне", - отметил польский дипломат.
Основная гарантия — "поверить на слово"
Российские представители соглашались убрать часть незначительных требований, но не отступали от вопроса признания за ней захваченных территорий и разоружения украинской армии. Гарантии безопасности Украины строились на том, что одним из гарантов выступала сама Россия, которая могла блокировать любые решения по поддержке Украины со стороны третьих стран.
Кумох высказал удивление материалы Foreign Affairs, в котором заявлялось о том, что Украина была в шаге от подписания договора, но Зеленский якобы под влиянием Запада отказался от этого решения.
"Я - посол Польши в Китае, я знаю, что говорит российская дипломатия. Тот документ, который попал в руки к Foreign Affairs, очевидно, версия, подготовленная российской стороной. В том документе речь идёт о "Российской Федерации" и "украинской стороне". Это типичный нарратив российской пропаганды, которая избегает слова "Украина". Не скажу, что авторы статьи работают на Россию, просто иногда медиа так работают. Они просто получили материал и решили его опубликовать".
В материале завуалированное обвинение Зеленского в сложившейся ситуации. Но он просто не мог подписать тот проект договора, и никто его со стороны других стран не уговаривал, ни тогдашний премьер Великобритании Борис Джонсон, ни президент Польши Анджей Дуда.
В качестве пользы, которую принесли переговоры, Якуб Кумох назвал разработку механизма обмена пленными и гуманитарные коридоры для эвакуации гражданского населения из зоны боевых действий. Хоть и не без проблем, но эти механизмы заработали.
"Все войны всегда заканчиваются мирными соглашениями , и всем войнам всегда сопутствуют мирные переговоры. Нет ничего невозможного. Я просто хочу показать, почему те переговоры зашли в тупик. А ответ, думаю, прост: ключи от мира лежат не в Киеве, а в Москве. Москва не хотела прочного мира", - подытожил польский дипломат.