Новое письмо из Тирасполя о готовности принимать поставки газа "по правилам Кишинева" не содержит конкретики и может быть продолжением "политической игры" с целью обвинения центральных властей в блокировании поставок газа в регион. Или же письмо демонстрирует реальную готовность к диалогу и теперь ответ остается за Кишиневом. С такими мнениями в программе "Новая неделя с Анатолием Голя" на TV8 выступили политические аналитики: Андрей Курэрару, Корнелиу Чуря и Андрей Андриевский.
"Это пока только риторика. Я видел это письмо и оно не совсем соответствует тому, что сказал господин Красносельский. Он говорил про гарантии, что они готовы покупать газ, а в том письме только вопросы о "Молодовагаз". Какие у вас условия, как вы будете поставлять этот газ? Там ни слова про гарантии, нет никакой конкретики. Я боюсь, что это продолжение всё той же игры, которую они ведут. Якобы они готовы на всё, а "злой Кишинёв" специально им делает проблемы", - считает политаналитик Андрей Андриевский.
Письмо может быть частью политической игры, чтобы обвинить Кишинев в давлении на регион, считает следующий гость программы.
"Они спрашивают, какой у вас алгоритм поставок, но даже не говорят о ценовых порядках, не спрашивают, кто ещё будет включён в этот процесс. Сегодня президент сказала, что речь идёт о транзите газа через республику Молдова, чтобы формально включить "Молдовагаз" в структуру по транзакции, а доведёт газ до территории РМ третья сторона. "Молдовагаз" будет отвечать за его транспортировку через территорию страны.
Это очередная "филькина грамота", очередная возможность Тирасполя показать, что Кишинёв мешает поставкам газа в регион, хотя трансбалканский коридор также открыт.
Сейчас анализируют насколько транспарентная транзакция, насколько эти деньги не подсанкционные. Это важно, если мы не хотим, чтобы вся страна оказалась потом под санкциями из-за того, что газ пошёл Приднестровье. Правительство даст ответ насколько это возможно", - поделился мнением эксперт сообщества watchdog.md Андрей Курэрару
Другой аналитик полагает, что "мяч" в этой ситуации остается на стороне Кишинева.
"В данный момент никакого механизма оплаты нет и его ещё нужно опробовать и согласовать. Я не думаю, что это проблема только Тирасполя, но и проблема Кишинёва. Важно, что Кишинёв заявил, что поставки газа мы не можем проводить через частную компанию, Тирасполь ответил, хорошо, давайте посмотрим, как вы предлагаете, через "Молдовагаз". Я вижу в этом уже начало диалога.
Надеюсь, что у Кишинёва в дальнейшем будет желание это обсуждать. Тирасполь хочет чтобы этот российский газ, или европейский газ на российские деньги, так называемая "гуманитарная помощь" была доставлена в регион. Чего хочет Кишинёв, здесь большой вопрос", - заявил политический аналитик Корнелиу Чуря.
Сегодня приднестровский лидер Вадим Красносельский заявил, что регион готов принять предложение и условия Кишинева о поставках газа на левый берег. Это значит, что поставщиком голубого топлива по территории страны может выступить "Молдовагаз". В письме не содержится других подробностей, кто выступит изначальным поставщиком и на каких условиях.
В Кишиневе ответили, что анализируют обращение Тирасполя с просьбой о поставках газа в приднестровский регион через компанию "Молдовагаз". Известно лишь, что производить закупку, оплату и транспортировку до границы с Молдовой должны сторонние компании, а вести его по территории РМ — "Молдовагаз".
Ранее в Бюро по реинтеграции подчеркивали, что предлагали схему, по которой газ для региона закупался бы на бирже Молдовы, а затем поставлялся на левый берег. Но предложение не нашло поддержки в Тирасполе.
***
С 1 января, после прекращения "Газпромом" подачи газа на левый берег, официальный Кишинев предлагал ряд мер помощи в закупке и поставках газа в регион, но не получал положительных ответов.
"Тираспольтрансгаз" на прошлой неделе подписал рамочное соглашение с компанией-посредником о поставках газа из ЕС, однако правительство Молдовы выступило против этого, заявив, что единственная компания, уполномоченная поставлять газ в приднестровский регион - это "Молдовагаз". И установлено это в соглашении, подписанном "Тираспольтрансгазом" с российским "Газпромом".