Когда нам ждать окончания пандемии? Нужно ли носить маску и когда Молдова получит вакцину от коронавируса. Обо всем этом в эксклюзивном интервью tv8 рассказал глава офиса Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Молдове Игорь Поканевич.
-Если посмотреть на динамику ежедневного прироста заболевших в Молдове, уже около трех недель наблюдается увеличение числа новых больных. Вторая волна короновируса уже началась?
-Я думаю, что у нас и второй волны не было, если брать классическое эпидемиологическое увеличение, снижение, увеличение, потом снова снижение. В Республике Молдова, как и в других странах, например, в соседней Украине, наблюдается постепенный рост случаев. Это можно назвать естественным поведением вируса, естественное течение эпидемии. Нам повезло, что благодаря предпринятым мерам не было пиковых резких скачков. Это было постепенное увеличение. Мы пытались сделать так, чтобы этот рост был растянут во времени. Эта растяжка во времени дала нам возможность подготовить систему здравоохранения, подготовить медицинских работников, увеличить количество медицинских учреждений для больных Covid-19.
Второй волны вируса еще не было
Негативная сторона — это единовременное увеличение количества случаев. Если в начале эпидемии первые 10 тыс. случаев зафиксировали за первые шесть месяцев, то в дальнейшем они регистрировались в течение месяца и даже недели. Сейчас эти 10 тыс. случаев в неделю аккумулируются, и мы получаем около 2-3 тысяч госпитализаций в неделю, что является большой нагрузкой для системы здравоохранения.
-С чем связан рост новых случаев коронавируса?
-Однозначно рост случаев связан с так называемым социальным взаимодействием. Чем больше люди общаются, тем большее количество случаев мы будем регистрировать. В Молдове были достаточно мягкие ограничения: весной, летом, также осенью. И в странах Европейского союза, где сейчас наблюдается снижение случаев, жители прошли серьезный месяц локдауна (прим- англ. lockdown – ситуация, в которой людям запрещается свободно входить и выходить из здания или определенной зоны в связи с чрезвычайной ситуацией). И это говорит о том, что жесткие меры однозначно действуют. Но с другой стороны они влияют на экономическое и социальное положение, которое мы должны учитывать при введении любых мер. Поэтому Молдове необходимо искать баланс между социально-экономическим взаимодействием и эпидемиологической ситуацией.
–Когда это все закончится?
-В ближайшее время однозначно это не закончится. Мы находимся в пандемической фазе. Европейский регион, где расположена Республика Молдова, сегодня является эпицентром пандемии и говорить о том, что это быстро закончится, мы не можем. Большая надежда на вакцину, которая даст возможность создать иммунный ответ. Но это произойдет недостаточно быстро. Потому что есть много ограничений в плане поставки, производства и распространения. Нам придется с этим жить определенное время и те меры, которые каждый из нас будет применять, чтобы ограничить распространение, дадут возможность пройти этот период в мягкой форме.
-Премьер-министр Ион Кику заявил, что Молдова скорее всего получит вакцину от COVID-19 не раньше Пасхальных праздников. Какие прогнозы дает ВОЗ?
-Есть страны производители, у которых моментальный доступ к вакцине для своих граждан. И есть страны, где таких производств нет. Поэтому многие государства зависят от стран- производителей и глобального количества вакцин. Республика Молдова получит вакцину из глобального пула, который называется COVAX. В него входят все производители, которые готовы предоставить часть своей вакцины для других стран. Республика Молдова однозначно получит вакцину в первой половине следующего года. Мы надеемся, что в первые месяцы следующего года начнутся первые поставки, которые дадут нам возможность вакцинировать до 20% населения, в первую очередь граждан из группы риска. Далее, когда производство и доставка будут налажены – все население будет готово к вакцинации.

Глава офиса ВОЗ в Молдове Игорь Поканевич
– Хотелось бы поговорить о коронавирусных ограничениях. Власти страны критикуют за порой нелогичное введение ограничительных мер. У многих, например, вызывает вопрос общественный транспорт. Наши троллейбусы и маршрутки переполненные, в них не соблюдается дистанция, дышать там нечем и потому многие спускают маски. Потому что это очень большая концентрация людей в одном месте. При этом закрыты театры, где соблюдают все меры безопасности, а в церквях продолжают проводить службы.
-С этой ситуацией сталкиваются не только в Молдове, но и власти других стран во всем мире, чтобы найти тот прагматичный подход, взвесив все за и против. Чтобы сектора, которые меньше влияют на эпидемиологический процесс – были менее подвержены ограничениям. Если мы говорим о театрах и других местах массового скопления людей — здесь риск заражения повышен. Если бы была возможность соблюдать все требования по защите — то они бы были открыты. Но сейчас к сожалению, такой возможности, нет.
Это касается и транспорта. Есть ограничения и четкий перечень требований, которым должна следовать транспортная компания. Другой вопрос следуют они или нет и это необходимо контролировать.
Ограничения дали возможность подготовиться системе здравоохранения
-Стоит ли сейчас отказываться от всех коронавирусных ограничений?
-В данном случае это можно будет назвать каким-то массовым убийством. Достаточно большое количество людей будет в тяжелой форме и большое количество людей умрет. Это сценарий, по которому мы однозначно не рекомендуем идти. Он не сработает в любом случае. Мы будем наблюдать высокое социальное напряжение. Поэтому наша задача обеспечить, чтобы как можно меньшее количество людей переболело до того, как будет соответствующая вакцина и лечение.
С самого начала пандемии были введены ограничения и сегодня задают много вопросов, нужны ли они были и почему они такие жесткие. Однозначно эти ограничения нужны. Они дали возможность подготовиться как системе, медработникам и не дать резкого скачка, который бы накатился как цунами. Сейчас по прошествии определенного количества времени есть много информации о том, как вирус себя ведет, что дает возможность проводить целенаправленные мероприятия и фокусироваться на рискованных точках.
-В Кишиневе 20 ноября ввели обязательное ношение масок в общественных местах, в том числе и открытых. Действительно ли ВОЗ считает эту меру необходимой и эффективной?
-Дискуссия по поводу масок ведется с самого начала пандемии. Позиция ВОЗ заключается в том, что маска является одним из методов профилактики и защиты от коронавируса, но только в комплексе с другими мерами. Если мы внедряем масочный режим на национальном или региональном уровне — то должны быть учтены и другие меры: гигиена, мытье рук, доступ к дезинфицирующим средствам и соблюдение дистанции. Все это необходимо соблюдать.
Рассмотрим две ситуации: открытые и закрытые помещения. Если мы говорим об открытых помещениях, то маски в комплексе с другими мерами должны соблюдаться в том случае, если мы не можем сохранить дистанцию в 1 м. В этом случае однозначно есть смысл в медицинских масках.
Теперь, что касается закрытых пространств. Есть помещения со слабой вентиляцией, например, магазины. Здесь лучше одеть маску, потому что неизвестно, проветривается ли там воздух или нет. Более того — там сложно соблюдать дистанцию. Также в отношении спорта. Если вы занимаетесь спортом на улице на расстоянии от других людей, то вряд ли от маски будет какая-то польза. Если это спортивные занятия внутри — то в этом случае мы используем подходы, применяемые для закрытых помещений — дистанция, гигиена и проветривание.
С другой стороны, есть медицинские учреждения, где как медработники, так и пациенты и посетители — должны обязательно носить маску, причем медицинскую. Потому что в медицинских учреждениях большая концентрация заболеваний.

Также ходит дискуссия о том, какие маски нужно носить. У тряпичных или фабричных масок, к сожалению, нет регуляции стандартов и у нас нет возможности убедиться в их качестве. Поэтому, если есть возможность — лучше пользоваться медицинской маской, причем правильно. Одну и ту же маску желательно не носить более двух часов и по окончанию использования ее нужно правильно утилизировать, и ни в коем случае не выбрасывать на улицу.
Поэтому человек может иметь фальшивое чувства защищенности. Вместо того чтобы защищать себя и окружающих, он еще и повышает риски. Если вводить масочный ради масочного режима, то это однозначно не даст необходимого эффекта. Здесь нужен комплексный подход. Риски от неправильного использования масок намного выше, чем от их неиспользования.
Какие бы власти ни были, если человек не следует тем правилам, которые существуют, мы не сможем остановить никакую пандемии
-Какие темпы в Молдове распространения коронавируса по сравнению с другими странами?
-В системе ВОЗ Молдова относится к Балканскому хабу, куда входят такие страны, как Сербия, Черногория, Болгария. На сегодня во всех странах Балканского хаба идет тенденция на увеличение количества случаев. И Молдова не исключение. Что касается прогнозов, то их довольно сложно давать, поскольку речь идет о множестве факторов, которые пересекаются между собой. Если сегодняшняя тенденция сохранится, то к февралю-марту, количество случаев вырастет до 200 тысяч.
И здесь самое сложное не количество случаев за период времени, а какое количество человек будет требовать госпитализации и интенсивного ухода. В этом случае мы можем столкнуться с лимитом системы здравоохранения. Обычные койки можно быстро перепрофилировать, но в случае с тяжелобольными пациентами необходимы койки интенсивной терапии, оборудование, кислород, который необходим пациентам с утяжеленным дыханием. И конечно же кадровые ресурсы. Надо понимать, что врач-реаниматолог, который на сегодня занят только пациентами с ковид, уже не сможет быть вовлеченным в работу с пациентами с другими болезнями. Поэтому наша задача держать количество случаев управляемым. И здесь же мы возвращаемся к необходимости ограничений. Немаловажную роль играет поведение людей. Какие бы власти не были, если человек не следует тем правилам, которые существуют, мы не сможем остановить никакую пандемии. Те рекомендации, которые есть в дистанцировании и ограничениях — дают возможность сдерживать ситуацию.
-Как вы оцениваете действия молдавских властей по сдерживанию эпидемии внутри страны?
-Система здравоохранения справляется. У нас на сегодня нет перегруженности, нет избыточной смертности, нет ситуации, когда нужно делать выбор, кого лечить, кого не лечить. Если говорить о количестве случаев, то здесь есть много направлений, по которым можно улучшать работу. Но опять же эти улучшения зависят от ресурсов. Мы не должны забывать, что этой весной у нас была всего одна лаборатория в стране, которая могла проводить тесты на коронавирус. В ней начинали со 100 тестов. Сегодня у нас 13 лабораторий с возможностью делать до 5 тыс. тестов. Таким образом в 50 раз увеличилась работа лабораторной системы.
Если говорить о госпитальной системе, то мы начинали с 4 медучреждений. Сейчас их практически 60. Однозначно можно делать больше, но все это делается постепенно.
Будут еще дополнительные лаборатории, появятся новые методы тестирования.
Если воспринимать ограничения в интересах своего здоровья, тогда будет совершенно другой подход
-У многих возникают сомнения по поводу количества ежедневных зафиксированных случаев и выздоровевших пациентов с COVID. Можно ли верить официальной статистике случаев?
-Те данные, которые предоставляет Республика Молдова полностью валидированы. Лаборатория, которая проводит тесты, аккредитована международными системами. Причин не доверять тем данным, которые дает Молдова, на сегодня нет. Я бы сказал, что система эпидемиологического надзора и статистики в Молдове лучше, чем во многих других странах постсоветского пространства. Система была тренирована теми ситуациями, которые были при гриппе.
-ВОЗ объявила пандемию коронавируса 11 марта. Прошло уже больше 9 месяцев. Какие основные выводы о поведении Covid-19 вы уже сделали?
-Исследования идут. Казалось бы, 9 месяцев не так много. Но против пандемии объединились десятки стран на глобальном уровне. Сейчас есть возможность получить вакцину и идут дальнейшие работы по лекарственным препаратам. Плюс, удалось изучить поведение вируса, с точки зрения того, какие группы риска подвержены, какие профилактические меры можно применять и какие слабые стороны у человечества. Это очень большой пласт знаний и работа продолжается. Информация есть на сайте ВОЗ и у всех стран есть доступ к последней информации.
-В исследовании ВОЗ более 55% молодых людей заявили о беспокойстве, депрессии, страхе от одиночества в связи с COVID-19. Как справиться с этими последствиями вируса?
-Сложный вопрос, потому что он имеет много индивидуальных характеристик. Есть те вещи, которые мы привыкли делать год назад, но сегодня мы, к сожалению, пока не можем их себе позволить — походы в театр, кинотеатры, встречи с друзьями, поездки за границу. Но если воспринимать эти ограничения в своих интересах, для своего здоровья, тогда будет совершенно другой подход.
Сегодня можно искать какие-то альтернативы. Делать того, чего мы раньше не делали. Больше заниматься спортом на улице, проводить больше времени со своей семьей, что раньше было роскошью. Самоизоляция подарила нам возможность перейти на удаленную работу. Появилось больше возможностей для онлайн-обучения. Я бы посоветовал искать какие-то альтернативные вещи, которые раньше нельзя было себе позволить, а сейчас можно. Подумать, что бы вы хотели и стараться использовать это время в первую очередь для себя.





