Лев Волошин – один из немногих 2D аниматоров и художников по раскадровке в Молдове. Начав рисовать еще с детства, сегодня Лев состоявшийся молодой специалист с впечатляющим портфолио. Он прошел обучение у ментора Pixar, участвовал в создании полнометражного анимационного 3d фильма «Волки и Овцы 2», а его собственный 2d мультфильм The Flat получил золото на конкурсе в США. Художник студии Simpals Лев Волошин рассказал tv8 young о любимых мультфильмах, о том, как создаются мультфильмы и почему идеальную идею невозможно реализовать.
Нужно очень много рисовать
У нас вся семья рисующая. Когда именно я начал рисовать, надо лучше маму спросить. Так же как мои брат и сестра я закончил художественную школу, а потом Академию искусств. Я быть может стал бы плохим архитектором…если бы в школе не передумал стать аниматором. Хотел делать мультфильмы. Мне нравиться создавать весь продукт, историю, а не только рисовать. Параллельно с академией я работал в студии и учился анимации. К сожалению, у нас нет вузов, которые этому обучают, а за рубежом ценники просто колоссальные.
Двухмерная или 2D анимация характеризуется представлением объектов и персонажей в двухмерном пространстве. Это значит, что у них есть только ширина и высота.
2d аниматоры — это основной состав команды, которые делают большой пласт работы. В процессе нужно очень много рисовать, ведь каждый кадр прорисовывается вручную.
Обязательный фундамент для аниматора — это умение рисовать: владеть линиями, пространством и формами. А художник раскадровки помимо того, что должен уметь рисовать, анимировать, работать с пространственными композициями – еще должен придумывать историю, правдоподобные сцены и ситуации, работать с эмоциями. Это сложнее.
Создание мультфильмов – это ступенчатая структура: с постепенным подключением разных специалистов
Первый и самый сложный этап — это идея. Потом автор этой идеи, продюсер или режиссёр, нанимает команду сценаристов – они расписывают историю. Из истории делаются раскадровки. Далее опытные художники по раскадровке иллюстрируют сюжет. После этого создаются персонажи, окружение и образ того, как это будет выглядеть. Затем привлекаются художники.
Когда персонажи готовы – в работу вступают аниматоры. Два последних этапа это сбор материалов, запись звука и наконец финальный рендер проекта.
Креативная команда, которая работает над мультфильмом, состоит из автора, режиссёра, продюсера, арт-директора (если у него хорошо с идеями), и художников по раскадровке, которые поддерживают все в визуальной составляющей.
В начале работы мне как художнику попадает в руки эпизод и сценарий (редко, когда весь, потому что никто не любит “спойлеры”) и вместе с режиссёром и продюсером, я начинаю рисовать.
Сначала я рисую миниатюры кадров, для того чтобы уловить течение мысли и ход истории. Когда я придумываю идею, то прокручиваю фильм у себя в голове, беру какие-то сцены из мультфильмов, сам придумываю что-то, дополняю смешиваю и так у меня выстраивается общая картинка. Когда эти миниатюры готовы – уже можно переходить к раскадровкам. Готовый вариант обсуждаете с режиссёром.
Нео стоит под дождем, который символизирует матрицу, и ты думаешь, что было бы так же хорошо, если бы здесь в канализации под дождем сидел мокрый мышонок, который тоскует о своем доме. Рататуй, например.
Художники и креаторы во время работы берут багаж из окружения, других иллюстраций, мультфильмов или книг. Да откуда угодно.
Например, сцена под мостом, где Нео стоит под дождем. Все это символизирует матрицу, и ты думаешь, что было бы так же хорошо, если бы здесь в канализации под дождем сидел мокрый мышонок, который тоскует о своем доме. Рататуй, например.
Такие образы можно спокойно использовать, но только в своем контексте. За это никто ничего не скажет. Главное, чтобы работала история – это тяжелее всего.
У художника по раскадровке должно быть понимание того, как выстраиваются диалоговые и экшн-сцены – как сделать так, чтобы историю было приятно смотреть. Этому нас, кстати, учил ментор Майк, который работал в Pixar и Disney. Расскажу по-секрету, что при работе над мультфильмом авторы закладывают в сцены скрытые подсказки, которые помогают тебе смотреть мультик. Они работают на подсознание и выстраивают там четкую структуру, как-будто говорят тебе: обрати на это внимание, мы к этому скоро еще вернемся. Креативная команда по-хитрому выстраивает композицию. Никто этого не замечает, но авторы режиссируют взгляд. Делают так, чтобы отвести взгляд перед следующей сценой или наоборот, удержать глаз зрителя, чтобы ему было комфортно.
Над мультиком Волки и Овцы я работал 7 месяцев. Меня пригласила российская студия Wizzart Animation. Им нужна была помощь в создании аниматика (англ. animatic) — анимированная раскадровка, то есть серия статических картинок, показанных последовательно, одна за другой). Помимо того, что меня позвали художником по раскадровке, я был еще и помощником режиссёра. У нас была целая команда из 10 человек. Так как сам мультфильм длится больше 1.5 часов, рисовать приходилось очень много. Я отвечал за экшн-сцены. Что меня больше всего впечатлило? Это работа в большой команде. Классно видеть рядом разных профессионалов. Кто-то ведет популярные курсы, кто-то ведет стримы, кто-то лучший модельер в СНГ. Просто уау. И все это в одном проекте. При этом мне попалась суперпозитивная команда. Во многом благодаря режиссёру.
В анимации кайфуют от того, что все это закончилось, чем от итога
В работах нашей студии Simpals мы хотим затрагивать социальные и экологические темы. Однажды пролистывая журнал New Yorker, а у них всегда крутые обложки, я зацепился за идею плоской земли, которая стоит на слонах. И подумал: а что если не будет этих слонов, что тогда станет с Землей? Потом Сердар Джумаев – мой учитель по анимации, предложил весь мусор скинуть за борт. Дальше идею презентовали главе Simpals Диме Волошину, он спонсирует всю эту историю (и кстати он не мой родственник, если кому интересно). Он сказал, круто, и за 2 месяца мы запилили мультфильм.
«Корпорация монстров» – лучшая атмосфера, лучший фильм, в котором хочется оказаться монстром и жить там
Из моих любимых мультфильмов – «Ежик в тумане» – это классика, все видели. «Мой сосед Тоторо», во многом из-за того, что она перекликается с детством и историей с моим братом: я тоже его потерял, бегал, искал. Плюс атмосфера в мультике сплошная идиллия. Мы все наше детство тоже прожили в лесу.
«Тайна Коко» – больше связана с моим дедом. Культура мужчин у нас заставляет сдерживать эмоции, но иногда они прорываются, поэтому мультфильм ударил по самому больному. Мне очень нравится Тайна Коко, правда не знаю, когда я соберусь его пересматривать и соберусь ли вообще. У меня есть список мультфильмов, которые я готовлюсь пересматривать, но только когда буду готов прыгнуть с вышки в эту пучину эмоций. А пока что пересматриваю The office или Доктора Стрэнджа. Недавно, кстати, посмотрел аниме-сериал Агрессивная Рэцуко. Не могу сказать, что очень люблю анимэ, но здесь японцы придумали шикарный сценарий. Красная панда Рэцуко ненавидит свою офисную работу и отрывается в караоке под композиции дэт-метала.
У Pixar я люблю «Корпорацию монстров». Они сделали лучшую атмосферу, лучший мир, в котором хочется оказаться монстром и жить там. История замечательная. Дальше я бы выбрал «Историю игрушек», очередной прекрасный мульт. У меня даже есть игрушка Вуди.
Если автор полагает, что достиг наивысшую цель – значит цель была не такая высокая
Команда из 4 человек может сделать 1,5 минутный короткометражный мультфильм за 2 месяца. Уже для крупного проекта обычно собирают команду от 150 до 500 человек. Но тут важно отметить, что держать у себя армию дорогостоящих аниматоров только на одном проекте невыгодно, поэтому зачастую они работают над несколькими проектами одновременно. Создание фильмов – это бизнес, а один мультик для детей может стоить миллионы.
Работа креатора – это огромный багаж знаний. Наблюдение за жизнью, людьми и происходящим. Это касается всех не только сценаристов, но и режиссёров и иллюстраторов. Нужно следить, подмечать, собирать огромный багаж знаний. Это самое простое, что можно назвать, потому что правил космическое множество.
В анимации кайфуют от того, что все это закончилось, чем от итога. Если в начале ты восхищаешься идеей, то потом, когда ты сотни раз пересматриваешь нарисованные эпизоды, чтобы успеть к дедлайну…когда работаешь над мультфильм 1,5 года, себя нужно долго мотивировать и там не до высоких эмоций.
Как любит говорить моя сестра, есть низкая мотивация, а есть высокая. Высокая – это ты думаешь, боже, как это прекрасно, а низкая – давай работой, скотина, на следующей неделе дедлайн. И самое трудное, что низкая мотивация длится месяцами. Поэтому тебя больше радует реакция людей. Эмоции зрителя — это лучшее чувство. Думаешь, да, классно, я заставил их улыбаться. А теперь можно отдохнуть и приступить к следующему проекту.
Как говорил Хаяо Миодзаки, “Я недоволен всеми своими мультфильмами”. Если автор полагает, что достиг наивысшую цель – значит цель была не такая высокая или идея не очень сильная. Действительно хорошую идею невозможно реализовать. К ней можно максимально близко приблизиться.