Александра Тирсу - одна из самых талантливых скрипачек своего поколения.
Окончив кишиневский лицей имени С. Рахманинова, Александра поступила в Венскую консерваторию, где обучалась под руководством известного виртуоза Павла Верникова, а в Швейцарии у своего кумира - международной звезды Жанин Янсен. За плечами Александры победы на престижных конкурсах и десятки выступлений в крупнейших концертных залах по всему миру: от Берлинской филармонии и Венского концертхауса до Шанхайского центра искусств и Бухарестского атенеума.
О музыке, таланте и вдохновении - в интервью с Александрой Тирсу.
Я родилась в семье музыкантов, поэтому можно сказать, что все было уже предопределено с детства. Мы росли с музыкой в ушах: дома играли классику, потому что мы ее изучали, а джаз и народную музыку любил папа. В 7 лет я поступила в лицей Рахманинова. Это как обычная школа, но где учатся дети - с музыкальным уклоном и играют на самых разных инструментах.
Не могу сказать что я была вундеркиндом, хотя во 2-м классе я уже играла вещи, которые играют другие дети в 7-ом. Но с возрастом эта грань стирается. Ты можешь сыграть концерт Чайковского в 17 лет, 30, и в 60. Правда осмысление этого концерта будет разным - я бы не сыграла Баха в 30 лет так, как делала это в 17.
Скрипка для меня как одушевленный предмет. Как бы эзотерически это не прозвучало, но это так. И даже люди, которым это может показаться вздором, начинают в это верить. Порой происходят какие-то странности. К примеру, дал другому человеку подержать инструмент буквально на 5 минут, берешь обратно и она не звучит. Ну вот как это! Разве может что-то сделать человек за пару минут? Все потому что это другая энергией. Для меня скрипка - это близкая подруга, с которой мы прошли через много счастливых и сложных моментов. Я знаю все ее капризы, что она хочет, что нет. Признаюсь, иногда хочется ее треснуть, но именно этот кусочек дерева сделал мой характер и человека, которым я стала.
Не могу себе представить инструмента физически красивее, который позволил бы сделать так, что люди слушают затаив дыхание. Инструмента, благодаря которому я смогла бы лучше раскрыться и передать свои эмоции.
Вена - мировой центр музыки, куда съезжается на учебу весь мир. Я безумно радовалась, когда попала сюда, но я была к этому готова. В Молдове перед музыкантами ставят высокие планки. Поэтому наши скрипачи и музыканты достигают больших высот. Сейчас я с гордостью рассказываю о своих коллегах: Дмитрий Почитарь, ставший концертмейстером Израильской филармонии, скрипачка Александра Кононова, певица Валентина Нафорница - все они большие звезды. И рассказывая все это, я очень благодарна своей учительнице Лидии Долинской, которую сильно люблю и многим ей обязана. В ее классах не было учеников, кто не мог бы играть.
В Австрии я уже окончила Венскую консерваторию и поступила в другую. Однако моей учебе там не суждено было долго продлится. Получилась забавная история. Первый выговор у меня случился, когда я была в Корее на большом музыкальном конкурсе. Для всех музыкантов - это одна из главных целей, ведь мы учимся - чтобы играть на больших сценах.
Но пока была в Корее и выигрывала конкурс, я пропустила два предмета и мне сделали выговор. Это как пропустить пары по физкультуре в университете. В том же году у меня состоялось дебютное выступление в Берлинской филармонии. И после этого меня вызвали и сказали: “Александра, у вас уже такая замечательная карьера, зачем вам наша консерватория? Может освободим место тому, кому это больше нужно?”. Я думала что на этом все. Но потом мой дорогой учитель Павел Верников рассказал, что одна из лучших скрипачек в мире и мой кумир Жанин Янсен, набирает к себе в Швейцарии учеников на обучение.
Когда в один момент мне показалось, что это конец - все сложилось настолько хорошо, как я даже и представить себе не могла… Я уехала из второй в мире консерватории в маленький город далеко в швейцарских горах. И попала на учебу к одной из лучших скрипачек мира. И там получила самые большие знания. Не всегда известность консерватории соответствуют реальности.
Конкурс ARD, на котором мне удалось выиграть в Мюнхене - это как олимпийские игры только для музыкантов. И я почему то осмелилась подать туда. На конкурсе пришлось играть несколько произведений подряд самых разных композиторов. От классики до современных исполнителей. Сложность заключалась в том, что на первом этапе мне нужно было записать свое исполнение, хотя мне больше нравится выступать перед публикой.
Выступая в зале происходит взаимообмен эмоциями с аудиторией. Чувствуя ее энергию, растет твое вдохновение и одновременно напряжение. И в этом уязвимом состоянии твое чувство времени и звука выходит на совершенно иной уровень, а твоя игра обретает иную ауру.
Корея, Япония, Китай, Вена, другие залы Европы. Никогда не задумывалась, где мечтаю сыграть еще. Я играла в самых разных концертных залах мира. Но всегда волнуюсь, когда играю дома. Особенно в нашем Органном зале. Я думаю он ничем не уступает европейским, чем Кишинев может действительно гордиться. Генеральный директор Органного зала Лариса Зубку профессионал в своем деле, прекрасный человек, который знает, что делает и я рада, что она занимается его продвижением.
Мне было приятно представлять нашу музыку играя сонату Джорджа Энеску. В Европе этого композитора только начинают открывать. И для меня стало некой целью в жизни продвигать музыку Энеску.
Люблю играть Баха, хотя он дико сложный. Ведь у тебя есть видение того, как должно звучать волшебство, но добиться этого не так то просто. Люблю Шостаковича, особенно его скрипичный концерт. И в целом русский ХХ век мне очень близок. Музыка Прокофьева, Шнитке. Французский импрессионизм, Дебюсси, Равель, Форе, Франк. Из классиков обожаю Брамса и не могу даже определиться, что я люблю больше? Фортепианный или скрипичный концерт.
Определить талант? Если бы я не знала себя - я бы сказала, что у ребенка должны гореть глаза, когда он слышит скрипку. Он должен хотеть. Но опять же судя по себе - я ненавидела скрипку 10 лет, когда начинала учиться. А сейчас не могу представить себя без нее. Время покажет. Раньше я бы сказала, что успех это 50% таланта и 50% труда. Сейчас - 30% таланта и 70 - труда. Я все равно на стороне талантливых, но на моей памяти было много ребят, кто ленился и потерялся. Поэтому в очередной раз убеждаюсь, что талант не всегда может спасти. Труд - это как единичка, которая стоит перед ноликом - но без нее не получится 10.
В моей жизни мне очень помогает медитация. Как каждый человек ты можешь обижаться, ревновать, завидовать, и вообще порой можешь испытывать целый спектр разных низких чувств, но духовная практика она тебя и приземляет и возвышает одновременно.
Когда за 10 секунд до начала твоего выступления ты понимаешь, что у тебя нет сил и смелости выйти на сцену, ты собираешься с мыслями и вспоминаешь, почему я это делаю, для чего, ради кого. После такой молитвы я вышла и сыграла свой лучший концерт. Я чувствовала, что моими руками как-будто кто-то управляет.
Помимо музыки есть другие сферы жизни, в которых я люблю развиваться. Ведь жизнь состоит из стольких граней… Вдохновляют разные события, люди и эмоции. Конечно любовь и разочарование и скука и духовность и путешествия и дети и даже погода. Можно вдохновиться от всего. Для каждой эмоции есть свое произведение.
А самые мои любимые музыканты очень разносторонние. Есть те, кто живут музыкой. Может для них это хорошо, но для меня музыка - далека от математической формулы. Невозможно развиваться только из музыки, потому что музыка она обо всем на свете. Могу послушать и лаунж и рок и техно или k-pop. Все вдохновляет, если в нужное время. Если так посмотреть она окружает абсолютно все сферы нашей жизни. Поэтому и искать вдохновение можно отовсюду, избегая шаблонов. В противном случае ты рискуешь дико скучно и одинаково играть. А музыка - это совсем наоборот.