Два человека предстанут перед судом по делу о трагедии в селе Кошкалия (Каушанский район), где в ноябре 2023 года супружеская пара погибла в автомобиле, застрявшем в глубоком снегу. Следствия нашло в этом вину двух сотрудников Генерального инспектората по чрезвычайным ситуациям (ГИЧС), которые получили вызов, но не отнеслись к нему серьезно и не передали сигнал дальше. Информацию для TV8 подтвердила представитель Генеральной прокуратуры Виолина Морару.
Уголовное дело передали в суд еще в октябре 2025 года. Обвиняемым инкриминируют статью "убийство по неосторожности", которая предусматривает наказание до 6 лет лишения свободы.
Согласно порталу судебных инстанций, первое заседание должно было состояться еще 13 ноября 2025 года, однако было отложено по просьбе защиты. Следующее заседание назначено на 26 января 2026 года.
В чем обвиняют первого фигуранта — оператора ГИЧС
По данным издания OmniaPres, первый обвиняемый (оператор ГИЧС) подозревается в том, что он фактически способствовал "закрытию вызова" без фактического направления спасателей. Проще говоря, сигнал с просьбой о помощи поступил, но был проигнорирован.
Следствие утверждает, что в 16:41 он распорядился удалить карточку вызова, которая касалась супружеской пары, застрявшей в снегу на своей машине. И перенес номер телефона в другой вызов, открытый ранее. Там также сообщалось об автомобилях застрявших в снегу, но в другом районе.
По версии прокуроров, после этого вызов перестал рассматриваться как отдельный, а фигурировал лишь в контексте множество обращений от застрявших автомобилистов. Возможно, если бы ему изначально выдали максимальный приоритет, людей бы смогли спасти. Однако ни одна команда спасателей так и не направилась к автомобилю, где люди ожидали помощи. В 17:54, когда поступали новые вызовы, и стало окончательно ясно, что ситуация критическая, обвиняемый оператор не признал свою ошибку и не переклассифицировал вызов как срочный. Вместо этого он прикрывая себя, передал начальству лишь общие и неточные сведения, утверждает следствия.
Что вменяют второму обвиняемому — диспетчеру скорой помощи
Второй обвиняемый, как утверждается, получил информацию значительно позже, в 19:52, через диспетчерскую службу скорой помощи CNAMUP о машине, застрявшей в снегу. Хотя он ответил замерзающим людям, что информация зарегистрирована и к ним направят помощь, следствие считает, что никаких реальных действий по спасению предпринято не было.
После того как спасатели помогли всем остальным водителям в районе, они не направились к застрявшей машине в Кошкалии. В 22:55 смена получила разрешение вернуться на базу. В карточке вызова появилась отметка "возврат на базу", при этом попыток добраться до автомобиля с людьми, согласно материалам дела, так и не было.
***
Пострадавшие, которые звонили спасателям и в скорую, получили заверение, что помощь уже в пути и не пытались самостоятельно выбраться, а лишь ожидали в машине.
Утром 27 ноября 2023 года, примерно в 08:00, автомобиль обнаружили под слоем снега, а находившиеся внутри мужчина и женщина были уже мертвы. Согласно судебно-медицинской экспертизе, причиной смерти стала острая интоксикация угарным газом (CO). Машина работала на холостом ходу, чтобы поддерживать работу печки, однако в салоне скопились продукты горения топлива и люди задохнулись. До первого вызова до приезда спасателей прошло почти 20 часов.
В автомобиле находились мужчина 64 лет и женщина 63 лет. Оба скончались. По данным журналистов, пострадавшие успев пять раз позвонить по номеру 112. Еще трижды о помощи для них просили родственники.
Сотрудники спасательных служб позже объясняли, что, поскольку из этого же района эвакуировали три микроавтобуса и несколько автомобилей, они предположили, что среди них была и данная пара, и не проверяли информацию.
Через несколько дней премьер-министр Дорин Речан уволил руководителя службы 112.