В системе образования Молдовы сложился острый дефицит учителей и педагогических работников. По данным Министерства образования, в новом учебном году остается открытой 2161 вакансия учителя, что на 200 больше, чем в прошлом году. Недостаток кадров восполняют преподавателями, которые уже вышли на пенсию. Кроме этого, многие учителя вынуждены совмещать несколько предметов. Как решить проблему и в чем причина столь непростой ситуации в молдавской системе просвещения?
Некому учить
Хынчештский район, в котором проживают около 110 тыс. человек — один из самых больших в Республике, где сильно ощущается недостаток педагогов. По словам главы дирекции образования района Валентины Тону, к началу нового учебного года на фоне дефицита кадров район запросил у министерства 120 преподавателей.
“За все лето к нам доехали и трудоустроились в район всего пять молодых специалистов, — говорит Тону. По ее словам, даже если потенциальные кандидаты и получили направление от министерства образования, то когда приходит время трудоустраиваться, многие по разным причинам просят отказ: кто-то уезжает за границу, либо находит другую работу.
Намного хуже ситуация обстоит в Каларашском районе, куда к началу года не приехал ни один молодой специалист. “Хотя к началу лета обещали направить в район шесть человек”, — рассказывает Елена Гонца, глава дирекции образования Каларашского района.
Похожая ситуация сложилась и в Ниспоренах. Несмотря на то, что в район в этом году приехали пять молодых специалистов, всего на конец прошлого года в школах недосчитались 78 учителей, говорит врио главы дирекции образования района Родика Мариан.
Тяжелая ситуация с недостатком кадров остается также в Унгенском и Яловенском районах республики.
Пенсионеров возвращают в школы
Ситуацию с недостатком преподавателей в школах сегодня спасают “ветераны” — учителя, официально вышедшие на пенсию, но которые вынужденно продолжают работать. Кроме них преподавать просто некому. Особенно тяжело найти замену “стареющим” преподавателям точных и естественных наук: математика, физика, химия и биология.
“У нас в лицее нет специалиста по географии и информатике. Также вернулась на работу преподаватель по биологии, которая давно должна быть на пенсии. Где найти сейчас хорошего биолога? Остальные предметы покрыты совместителями, это не постоянные работники, — рассказывает TV8 директор русского лицея им. “М.В. Ломоносова” Наталья Тануркова — На два часа к нам из другого лицея приезжает преподаватель французского и три раза в неделю из Леовского района приезжает учитель математики. Спасибо, что район оплачивает им транспортные расходы. Это проблема всех маленьких школ, а у нас таковых — большинство”.
Недостаток учителей создает другую проблему. В школах, где не хватает специалистов по определенной дисциплине, данный предмет вынужденно преподает учитель другого профиля.
“В гимназии “Ксения Евтеева” cела Ивановка учитель математики преподает румынский язык. В гимназии “Сергей Анисей Негря”, бухгалтер преподает информатику, в лицее “М. Ломоносова” учитель физики преподает географию. В Калмацуе учитель физкультуры ведет уроки и русского языка. Мы понимаем, что в этих условиях нельзя обеспечить качество образовательного процесса. Это попытка выйти из тупика, с тяжелыми последствиями для системы. Мы были вынуждены увеличить нагрузку на учителей”, — рассказывает Валентина Тону.
Учителей не хватает. Бухгалтер преподает информатику, учитель физики — географию, а учитель физкультуры ведет уроки и русского языка
Откуда взять новых учителей?
По данным на февраль 2022 года, возраст 29% всех преподавателей в Молдове составляет от 50 до 59 лет. Чуть более 20% приходится на учителей старше 60 лет. Учителей моложе 30 лет всего лишь 8,7% от общего числа дидактических кадров.
Педагогический университет им. И. Крянгэ — один из старейших учебных заведений страны, который долгое время готовит и обучает преподавателей, в прошлом году выпустил 1040 студентов. Однако как считает ректор ВУЗа Александра Барбэнягрэ, проблема трудоустройства потенциальных педагогов в систему образования — это социальная проблема, которая касается не только университета.
“Сегодня у нас существует государственная система распределения студентов, поступающих на бюджетные места, которые должны отработать минимум три года по распределению. Кроме того, проходя практику, студенты, хорошо зарекомендовавшие себя, приглашаются работодателями. Однако здесь существует большая проблема: молодые специалисты не задерживаются надолго в профессии, что обусловлено продолжающимся падением престижа профессии учителя в обществе, хотя в последние годы государство немало делает для поддержки педагогов“.
Университет постоянно совершенствуется в качестве преподавания и подготовке будущих учителей, отмечает ректор. Так в “Крянгэ” открыт центр непрерывного обучения, в котором педагоги регулярно проходят переквалификацию. В университете также работают над созданием новых образовательных программ, чтобы они соответствовали нуждам рынка. Сейчас большая часть факультетов в университете — уже готовит специалистов, которые смогут преподавать 2-3 смежные специальности, что особенно актуально в условиях недостатка кадров в Молдове.
По словам Барбэнягрэ, в университете уделяют серьезное внимание трудоустройству и карьерному развитию выпускников. Недавно ВУЗ выиграл грант на $2 млн от Всемирного банка, часть средств которых будет потрачена на развитие образовательных программ, а также программ наставничества для будущих педагогов, что поможет им легче адаптироваться к работе в школе.
“На 5 тысяч не проживешь”
Учитель в Молдове не относится к самым высокооплачиваемым профессиям. Согласно данным Нацбюро статистики, средняя зарплата преподавателя в Молдове составляет 7 752 лея. У молодого специалиста она и того меньше: без надбавок за категорию и стаж средний заработок выходит от 5 до 6 тыс. леев в месяц.
“К нам на работу пришла выпускница колледжа. Без стажа работы у нее выходила зарплата 5 тысяч. Согласитесь, не проживешь на них. Да, им дают подъемные, да государство компенсирует часть затрат на газ и электроэнергию. Но это не привлекает на продолжение карьеры педагога”, — рассказывает Тануркова.
Согласно решению министерства образования, молодые специалисты при распределении в школы получают пособие: 120 тыс. леев для выпускников вузов и 96 тыс. — выпускникам колледжей. Помощь выплачивается поэтапно на протяжении трех лет работы. Однако несмотря на поддержку со стороны государства, многие специалисты не задерживаются в системе надолго, рассказали TV8 несколько глав районов.
“Даже это пособие не мотивирует кадры, особенно молодежь. После года работы они увольняются и уезжают за границу и без проблем возвращают эти деньги государству. В школе работать очень тяжело”, — говорит Валентина Тону.
“Мы не учим, а заполняем отчеты”
Помимо низких зарплат на плечи преподавателей ложится огромный объем бумажной работы, который отнимает большую часть времени. Это дополнительный фактор, который отталкивает молодежь от профессии.
“Огромное количество бумажной работы отталкивает от профессии учителя. Мы не занимаемся обучением детей. Именно это не привлекательно в профессии педагога”, — объясняет Тануркова.
По ее словам, работа в школе — это “огромная загруженность, ответственность и постоянный контроль”, при этом никакой дебюкротизации учебного процесса в последние годы в школах пока не наблюдалось.
“Молодой специалист должен расписывать планы на каждый свой рабочий день. Помимо этого он должен еще проверить тетради, работать со школьной документацией, с классным журналом, писать отчеты. Кроме этого каждый преподаватель обязан иметь портфолио и регулярно его заполнять. Это не такое легкое занятие даже для опытных учителей, что говорить про молодежь. В этом вся сложность”.
Огромное количество бумажной работы отталкивает от профессии учителя. Мы не занимаемся обучением детей, а заполняем отчеты
По словам Танурковой, для того, чтобы не отталкивать от профессии ни молодых специалистов, ни тех, кто еще могут проработать, систему, в первую очередь, нужно дебюрократизировать — так как учителя в школах очень загружены работой. Второе — увеличить заработные платы для учителей, а также предоставить социальные льготы.
Уважение
Однако что не менее важно, помимо условий труда и заработной платы, задача общества совместными усилиями восстановить престиж профессии, а также моральный авторитет учителя в обществе.
“Сейчас учитель возведен в ранг людей, которые предоставляет услуги. Везде говорят о правах детей, мы видим как в сети появляются ролики, что учитель себе что-то позволил. А то, что дети проявляют агрессию к учителям, что ребенок может позволить себе оскорбить учителя, унизить? То же самое это касается и родителей. Это никак не отрегулировано и на это тоже должно обращаться внимание. Сейчас наша программа называется школа дружественная ученику. Но ведь должна быть школа дружественная и учителю. В советское время быть учителем означало всеобщее уважение. А сейчас вытереть ноги об учителя - в порядке вещей. Много требований: что вы обязаны, родители кричат и дети знают, что учитель обязан. В обществе не отработано уважительное отношение к учителю”, — говорит Тануркова.
“Если школа “не здорова”, мы рискуем потерять нашу нацию. Пока что школы оставляют на произвол судьбы. Хотя публично мы слышим многое, учителя по-прежнему остаются одни наедине со своей любовью к делу. Должно поменяться отношение общества к школе и учителям, в противном случае через год или два мы получим потерянную нацию в упадническом моральном и духовном состоянии”, — говорит Тону.
Школам Молдовы нужна эволюция?
Как рассказал TV8 преподаватель математики и ментор в центре Clasa viitorului, Алекс Ляху, который несколько лет проработал в школах за пределами столицы, систему образования в Молдове нужно реорганизовать, чтобы школы отвечали запросам современного общества. Тогда атмосфера в школах станет более дружелюбной, как для преподавателей, так и для учеников.
“Это то что мы пытаемся делать здесь в Clasa viitorului, мы внедряем лучшие практики эстонской и финской системы образования. Обучение с использованием современных технологий. Мы программируем, и делаем проекты. На истории можно показать детям виртуальную экскурсию в Древний Рим, а на уроке по физике — создать модель солнечной системы. Так ребенок лучше воспринимает информацию. Это привносит новую концепцию в педагогику, предлагая вдохновляющее учебное пространство за счет использования цифровых технологий”.
Также стоит учитывать и демографические процессы в стране, говорит Ляху. В селах Молдовы с каждым годом все меньше учеников, поэтому маленькие школы рано или поздно придется объединить. Это должно повысить интерес к профессии в долгосрочной перспективе, а также сэкономить бюджетные средства.
“Почему молодежь не хочет работать в селах? А что делать в селах? Раньше там было много людей, было с кем общаться, работать, а учитель чувствовал свою важность. Сейчас в школах учатся по 100 учеников. Дети там живут без родителей, большинство из которых уехали за границу. И они приходят в школу только потому что надо. Очень многие преподаватели эмоционально выгорели. А преподаватели особенно в возрасте, застали еще те времена, когда в школах училось много детей и учебный процесс был более интересным”.
По его словам, во многих районах остались школы, которые при СССР были рассчитаны на 600 учеников и больше. А сейчас там учатся в разы меньше детей, что приводит к дополнительным тратам из бюджета на содержание помещений, которые по факту пустуют.
“Если все это оптимизировать, то так мы сможем экономить деньги, а новый бюджет потратить на более современные классы и высокие зарплаты”, — говорит Ляху.
Молодым педагогам действительно достаточно сложно вписаться в школьную систему, считает Ляху, поскольку современная школа бюрократична, а изменения там происходят очень медленно. К тому же в школах выстроена вертикальная система управления, где все решения спускают сверху вниз. “У них нет возможности привносить свои новации. Исключения — когда приходит коллектив молодых преподавателей. Однако если мы посмотрим на изменения в других сферах, молодежь все же всегда была и остается двигателем прогресса”.