Переживший в 2022 году нападение религиозного фанатика, в 2023 Салман Рушди выпускает новый роман — "Город победы" (Victory City, 2023). В двух предыдущих своих работах писатель концентрировался на сугубо американской тематике. В "Золотом доме" (The Golden House, 2017) он давал свой авторский взгляд на great american novel, рисуя панораму нью-йоркского общества от Обамы до Трампа. В "Кишоте" (Quichotte, 2019), воздавая дань гению Сервантеса, он создавал сатиру на новую западную реальность, немилосердную к представителям других языков и культур. В "Городе победы" он прощается с постколониальными упражнениями и рассказывает сугубо индийскую историю. Новый роман, который должен выйти уже на следующей неделе, критики принимают с воодушевлением. Его рукопись Рушди закончил еще до августовского нападения, в результате которого потерял глаз и способность двигать рукой. Пишет El País.
В своей статье для El País литературный критик Мария Антония Санчес-Вальехо отмечает, что для Рушди его новый роман — это возвращение к корням, "в хаотичную и имманентную Индию; он погружается в горнило ее истории и мифов". Это эпос, своего рода современная "Рамаяна", проникнутая юмором.
Действие "Города победы" разворачивается в Индии XIV века. В тело главной героини, Пампы Кампаны, вселяется богиня и начинает вещать ее устами. Ведомая высшим замыслом, девушка станет краеугольным камнем в возведении великого города Виджаянагара, "города победы", положившего начало Виджаянагарской империи. Пампа Кампана будет медиумом, посредником, но никогда не станет королевой.
Писатель Майкл Каннингем отозвался о "Городе победы" следующим образом: "Колоссально и глубоко, возвышенно и блистательно... Волшебство здесь на каждой странице, каждая страница восхитительна". Новеллистка Э. М. Хоумс пишет: "Это эпическое повествование возвращает нас к ключевым вопросам: что значит быть человеком; что такое аутентичность; каково это, любить и страдать".
Новый роман Рушди — это фреска, почти космогония, но в нем есть мотивы, которые особенно актуальны сейчас — надвигающаяся тень нетерпимости и плюрализм, который постоянно терпит фиаско, когда от уровня идей переходят к действительности.