Спустя два с лишним года, когда PAS получила всю полноту власти, когда действует чрезвычайное положение в юстиции, можно констатировать, что в молдавской юстиции творится полный бардак. Ключевая ошибка властей - попытка договориться и подчинить себе прежнюю систему, вместо того чтобы осуществить реальные перемены, полноценную реформу уголовного преследования. Такого мнения придерживается председатель партии Перемен Штефан Глигор.
Как заявил политик в понедельник в программе "Новая неделя с Анатолием Голя" на TV8, власти потеряли драгоценное время для реформирования правосудия и оставшееся два года мандата вряд-ли смогут что-то изменить.
"Самый главный провал самый главный провал партии "Действие и солидарность" (PAS) это провал реформы уголовного преследования. Они начали сотрудничать с этой системой, с такой, какой ее построил Плахотнюк. Они надеялись, что сотрудничая с этой системой, давая этой системе шанс, она сработает на них. Но на самом деле, эта система их скомпрометировала и закопала политически.
У людей были огромные ожидания в области борьбы с коррупцией, но они не смогли ничего выдать и в то же время они замазались об эту систему", - заявил Глигор.
По его словам, спустя время стал проявляться и конфликт в правящей PAS, у некоторых групп внутри было свое виденье реформы юстиции. И на фоне отсутствия согласия во власти и решительных действий, многие резонансные дела до сих пор не доведены до конца.
"За последние два года с лишним, у нас в юстиции творится полный бардак. PAS разделился на определённые субстракции, группы, которые воюют друг с другом из-за того или иного видения так называемой "реформы юстиции". И на фоне этого мы понимаем, что они не сумели привлечь к уголовной ответственности организованные преступные группы, их много: Плахотнюка, Платона, Андронаки, Шора и так далее", - отметил гость программы.
Политик считает, что принятием закона о запрете партии "Шор" власти пытались "компенсировать тот бардак, который царит в системе уголовного преследования и юстиции". Решение принималось на фоне прошедших и будущих выборов. Если бы система работала должным образом, партию смогли бы привлечь к ответственности за нарушения в рамках действующих законов.
"Видим тренд использования Конституционного суда к месту и не к месту. Потому что когда у тебя "импотентные институты власти", что ты делаешь? Какой-то конфликт в сфере юриспруденции, в сфере применения законов, ты пытаешься решить в КС, перевести ответственность туда. К сожалению не видно конца и края, нормальной реформы юстиции у нас не будет, очевидно, до конца этого срока. (...)
PAS потеряли драгоценное время. Они в режиме чрезвычайной ситуации юстиции, с первого дня когда получили мандат, в июле 2021 года, должны были заниматься юстицией. Нельзя было полагаться на эту систему, потому что эта система очень хорошо умеет предоставлять услуги. Где надо было взять новую систему? Ее надо было строить. А для того, чтобы что-то строить, надо брать на себя ответственность, надо иметь лидерские качества, проверенных людей", - подытожил Глигор.
Он назвал спекуляцией утверждение, что реформа застопорилась из-за нехватки честных и компетентных людей в системе юстиции. По словам Глигора, за первые три месяца можно было отобрать наиболее добросовестных, провести различные тесты и отравить их на дополнительное обучение. И система начала бы работать по другому уже полтора года назад, а не продолжать функционировать по-старому.
***
Реформирование юстиции было одним из главных предвыборных обещаний партии "Действие и солидарность" (PAS). Власти неоднократно заявляли о сопротивлении системы и попытках судей блокировать процесс изменений на уровне различных институтов. Партнеры по развитию Молдовы отмечали, что реформа юстиции одна из самых сложных и важных для нашей страны.
В феврале 2023 года года Министерство юстиции опубликовало концепцию внеочередной проверки судей и прокуроров. Предполагается, что до конца 2025 года более 300 судей и прокуроров ждет тщательная проверка – "vetting". В Минюсте посчитали, что не менее 30–40% судей и прокуроров уйдут в отставку, чтобы избежать проверок.
Но даже не дойдя до "vetting", власти столкнулись с проблема на этапе "Pre-vetting". 1 августа, специальная коллегия Высшей судебной палаты отменила результаты независимой проверки на неподкупность в отношении 18 судей и 3 прокуроров, не прошедших "Pre-vetting". Судьи претендовали на места в органе самоуправления судебной системы — Высшем совете магистратуры (ВСМ), а прокуроры — на места в аналогичном по функциям Высшем совете прокуроров (ВСП).
Согласно закону о "Pre-vetting", кандидатов в ВСМ и ВСП проверяют на неподкупность. Предварительную проверку проводит специальная комиссия, в которую вошли молдавские и международные эксперты.
В конце марта президент Майя Санду заявила, что власти продолжат реформировать судебную систему несмотря на сопротивление. Новый Высший совет магистратуры (ВСМ) разблокирует юстицию и реформа пойдет дальше. Она отметила, что уровень доверия граждан к системе юстиции крайне низкий. Более того, без реформы юстиции невозможна европейская интеграция Республики Молдова, отметила глава государства.