Финансовая ситуация во многих центрах для беженцев в Молдове оставляет желать лучшего. Из-за проблем с управлением и отсутствия нормального мониторинга, центры накопили долги в миллионы леев, сотрудники не получают вовремя зарплаты и не ходят в отпуска. Многие работники не спешат делится с журналистами своими проблемами, "выносить сор из избы".
На содержание центров государство тратит приличные суммы. Часть из них предоставляется в виде помощи Европейским союзом и другими внешними партнерами. Только ЕС предложил около 60 миллионов евро для помощи в урегулировании кризиса беженцев, но даже этих сумм недостаточно.
Министерство труда и социальной защиты проводит ревизию центров временного размещения беженцев, чтобы оценить, насколько эффективно они работают, какие центры можно объединить с другими или закрыть, чтобы средства на содержание использовались более рационально. Международные доноры также хотят видеть, что финансы идут на помощь людям, а не "вылетают в трубу". Несмотря на очевидно кризисную ситуацию, работники многих центров опасаются говорить с журналистами, а постояльцы выступают категорически против их закрытия.
"Нам некуда идти"
Центр временного размещения беженцев в селе Штефэнешть Флорештского района, как и многие другие, испытывает финансовые проблемы. Накануне съемок команды TV8 сотрудники были готовы открыто говорить о ситуации в центре и проблемах, но в последний момент передумали. Съемочной группе удалось пообщаться с некоторыми беженцами, которые надеются, что деньги на содержание центра найдутся и им не придется отсюда уезжать.

"- Кормят нас хорошо. Мы хорошо спим, у нас хорошие кровати. Замечательный центр. Дай Бог здоровья и счастья тем, кто заботится о нас. Я говорю себе, что мир не без добрых людей. Посмотрите, как хорошо они смотрят за нами, никто нас не обижает. Нас хорошо кормят. У нас есть ванна, где мы можем помыться. Есть все хорошие условия для жизни.
- Вы знаете, что у центра финансовые проблемы и его могут закрыть?
- Нет, я это не знаю. Нам никто не говорит.
- Если центр закроют, вы думали о том, куда пойдете дальше?
- Нет. Думаю, я уже уйду на тот свет. У меня нет другого пути", - рассказала пожилая женщина.
"- Условия очень хорошие. Во-первых, каждая семья живет отдельно. Во-вторых, нас кормят. У нас есть горячая вода, у нас есть крыша над головой. О чем еще говорить?
- Если у правительства не будет денег и закроют этот центр, что вы будете делать?
- Что мы будем делать? Мы будем просить правительство не закрывать его. У нас есть маленькие дети, но есть и школьники. У нас есть семья с приемными детьми. У нас есть люди, которым трудно передвигаться. У них нет степеней инвалидности, но есть много стариков.
- Вы знаете, что у центра есть финансовые проблемы?
- Да, я слышала, но наше содержание происходит за счет денег некоторых компаний, это не деньги Молдовы. Эти компании арендуют здание для нас. Если правительству Молдовы не выгодно получать те деньги, которые входят в аренду... Надо быть глупым человеком, чтобы рубить сук на котором сидишь. До нас зданием пустовало. Сейчас оно обжито, оно работает", - отметила другая беженка.
Другой центр временного размещения - в бельцкой гостинице накопил долгов на пять миллионов леев. Сейчас здесь работает 12 сотрудников, которые заботятся о 114 беженцах из Украины.
"Я здесь уже неделю, я очень благодарна н за отношение к людям. Здесь живет мой сын, я приехал на неделю, меня разместили в отдельную комнату. Я питаюсь здесь. Еда как в ресторанах. Я очень довольна. Здесь тихо-спокойно, очень хорошо", - рассказала женщина.
"- У меня нет других вариантов.
- А что вы будете делать, если центр закроют?
- Я не знаю, что сказать. Если деньги не поступят, это для нас будет очень плохо. Нам уже задерживают выплаты через Организацию Объединенных Наций. Сейчас июнь, а я еще за май не получил. На что нам жить? Очень плохая ситуация. Я думаю, что это не только мое мнение. Но и мнение всех других жильцов здесь, беженцев из Украины", - отметил один из сотрудников центра.

Денег нет, но вы молчите
О задолженности по зарплате стало известно благодаря постам в соцсетях, где несколько человек написали, что работники центров не получают зарплату уже несколько месяцев. С такими вопросами мы обратились к администрации некоторых упомянутых центров, но там не хотят разговаривать с журналистами и отрицают, что зарплата задерживается.
"- Мы хотим узнать, задерживается ли у вас зарплата и на какой срок.
- Давайте не будем обсуждать эту тему. Я не хочу об этом говорить.
- Почему? Это в ваших интересах...
- Я не буду об этом говорить.
- Не хотите или есть другая причина?
- Я не хочу.
- Почему?
- Потому что я не хочу.
- Сколько месяцев вы не получали зарплату?
- Я не буду об этом говорить."
Во время рабочего визита на север страны у премьер-министра Дорина Речана спросили о финансовых трудностях в работе центром для беженцев. Глава Кабмина заявил, что погашение долгов обсудят на заседании Комиссии по чрезвычайным ситуациям. Но перед этим пройдет аудит центров, проанализируют, насколько эффективно расходуют средства и какой спрос на тот или иной центр.
Ситуацию проанализирует Министерство труда и социальной защиты. На заседании правительства в среду министр Алексей Бузу заявил, что, несмотря на миллионы евро, пожертвованные внешними партнерами на управление кризисом с беженцами, расходы оказались намного выше.
По его словам, внешние доноры также хотят знать каким образом расходуются средства и насколько эффективно работают центры. Бузу отметил, что проблему решат в короткие сроки, уже на следующей неделе, после внесения изменений в государственный бюджет.

В некоторых центрах сотрудников больше чем постояльцев
Задолженность по содержанию центров для беженцев обсудили члены парламентского комитета по социальной защите, здравоохранению и семье. По словам председателя комиссии, депутата PAS Дана Перчуна, в первую очередь проанализируют ситуации с центрами, где сотрудников больше чем постояльцев. Очевидно, что содержание такого центра не имеет смысла.
"Ситуация сложная, есть определенные задержки с выплатой зарплаты. Здесь правительство и Министерство финансов должны обеспечить финансирование. С другой стороны, надо оценивать количество этих центров, заполняемость этих центров разная. Есть центры, где количество беженцев невелико, и сотрудников больше чем беженцев. Есть некоторые значительные расходы, которые необходимо сократить.
Насколько я знаю, Минтруда сейчас проводит мониторинг, чтобы понять, сколько центров останется в итоге, чтобы не было ситуаций, когда у нас по 30 сотрудников на 10 беженцев.
Вероятно, часть беженцев придется переселить. Это не простой процесс. Есть семьи с детьми, которые привыкли к определенному месту. Мы обсудим это с людьми, что убедить их перейти из одного центра в другой, чтобы мы могли закрыть неэффективные центры", - отметил Перчун.
Неясно, сколько центров сталкивается с финансовыми проблемами, как и общая сумма для погашения задолженности, накопившейся за последние несколько месяцев.
Мы все время пытались получить комментарий от Минфина по поводу задолженности центров, но в пресс-службе не ответили на наши звонки.
Перед тем как вливать деньги, нужно проанализировать, насколько эффективно их расходуют
С февраля 2022 года Европейский Союз передал Республике Молдова более 870 миллионов евро помощи. Из них 59 миллионов евро выделили для управления кризисом беженцев. Некоторые средства пошли на объекты социальной инфраструктуры, родильные дома, больницы и т.д. Поступают средства на развитие здравоохранения и социальной защиты. Молдова получает финансовую поддержку по нескольким направлениям и ресурсы необходимо распределять на долгосрочную перспективу, расходовать эффективно, отметил Перчун.
С начала полномасштабной войны в Украине более 10 млн человек покинули страну. Около 700 тысяч прошли через Молдову. В конце прошлого года в стране насчитывалось около 100 тысяч украинцев.
Для их проживания и предоставления иной помощи молдавские власти создали в общей сложности 136 центров временного размещения беженцев по всей стране. По имеющимся данным на 22 мая, т.е. месяц назад, работало уже 58 центров, вместимостью около 3500 мест. Заполняемость центров составляет 67%. В среднем, в каждом центре работает около 6 сотрудников. Большинство центров создали на базе студенческих общежитий, учебных заведений и иных специализированных учреждений.
Репортаж Veronica Gherbovețchii
Оператор Vlad Glinjan
Монтаж Constantin Niculae





























































