Статью Закона о прокуратуре, на основании которой оценивали деятельность и отстранили от должности генпрокурора Александра Стояногло, Конституционный суд признал не соответствующей Основному закону.
Судьи КС частично удовлетворили обращение адвокатов бывшего генпрокурора, признав, что статья 31 Закона о прокуратуре является неконституционной. Решение является окончательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня принятия и публикации в "Официальном мониторе" Республики Молдова.
Судьи Николай Рошка и Люба Шова высказали особое мнение.
Адвокаты Стояногло поддержали решение и назвали его благоприятной возможностью для возвращения подзащитного в должность генпрокурора.
Сразу после заседания КС, судья Сергей Цуркан выступил на брифинге для прессы, в ходе которого объяснил, почему статья признана неконституционной. По его словам, полномочия, делегированные ВСП по установлению критериев оценки генерального прокурора, на основании которых принимается решение о продвижении в должности или увольнении, являются "чрезмерными".
Документ: Facebook/Iurie Mărgineanu
Один из адвокатов Стояногло Юрий Мэргиняну отметил, что они последовательно оспорили в Апелляционной палате Кишинева постановление об оценки деятельности Стояногло и решение Высшего совета прокуроров, который его утвердил. Защитники оспорили порядок принятия решения оценочной комиссией и процедуру оценки генпрокурора со стороны ВСП. Мэргиняну считает, что оба документа должны быть признаны недействительными.
***
Стояногло отстранили от должности главы Генпрокуратуры 5 октября 2021 года. Ему инкриминировали как минимум пять пунктов обвинения: злоупотребление служебным положением, пассивная коррупция, ложные заявления в декларациях, злоупотребление властью и превышение служебных полномочий.
Сам Александр Стояногло неоднократно отвергал выдвинутые против него обвинения. Он считает свое преследование политическим.
В январе 2022 года стало известно, что адвокаты Стояногло подали две жалобы в Европейский суд по правам человека. Одна из них касается того, что, по их мнению, Стояногло незаконно задержали и поместили под домашний арест, а другая - незаконного отстранения от должности.
Параллельно с уголовными делами президент Майя Санду инициировала процедуру оценки достижений Стояногло на посту генпрокурора. Хотя, по закону, оценку достижений Стояногло должны были завершить в течение 30 дней, на деле процесс затянулся более чем на полгода.