Новая задача для НЦБК. По запросу главы государства учреждение должно решить, сможет ли Майя Санду получить 30 тысяч евро. Эти деньги - часть премии «За европейские ценности», которую на днях президенту Республики Молдова вручил мэр Тимишоары. Если некоторые считают, что в законодательстве есть место для толкований, то автор Закона о неподкупности считает, что глава государства не может принимать денежные вознаграждения ни при каких обстоятельствах.
"Для выяснения любых подозрений институт президента направил запрос в НЦБК с просьбой дать нам ответ о том, как законодательство регулирует подобные ситуации.
Уточняем, что президент Майя Санду не получила денежной премии, когда станет ясно, разрешает ли закон ее получение, президентский институт будет действовать прозрачно и информировать общественность о том, как будут использованы эти ресурсы", - заявила Ирина Готишан для TV8.
Пресса также запросила мнение главы комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету. Олеся Стамате, которая также была советницей Майи Санду, считает, что есть место для интерпретаций, поскольку помимо 30 тысяч евро в премию входят также диплом и медаль.
"В настоящее время Закон о неподкупности гласит, что деньги не принимаются. Это не то, в чем надо признаваться, но это и не подарок. Это часть премии, диплом на эту сумму. То, что прямо не урегулировано законодательством.
Ситуация, которая не совсем урегулирована законом. Закон не может регулировать все возникающие ситуации. Затем мы применим закон посредством интерпретации и посмотрим, какое будет решение", - говорит Олеся Стамате.
Журналисты TV8 запросил реакцию от автора Закона о неподкупности. Кристина Чуботару, экс-замглавы НЦБК, говорит, что нет никаких сомнений в том, что Майя Санду совершит противоправное преступление, если возьмет деньги.
"Деньги никогда не могут считаться приемлемым подарком. Если тебе дают бесплатно, это подарок. Г-же президенту их передали на безвозмездной основе, ей эти деньги подарили. Что значит, что они были вручены в качестве премии?
Деньги – недопустимый подарок, третьей призовой категории не существует. Премия - это форма подарка", - говорит автор закона «О неподкупности» Кристина Чуботару.
В мэрии Тимишоары также отметили, что деньги были собраны со спонсоров, не указав, однако, кто они. Это также вызывает вопросы, говорит автор закона «О неподкупности».
"Они были собраны из частного сектора. Нет такой процедуры, когда местные власти приходят в бизнес и говорят, дайте мне, пожалуйста, деньги для премий.
Если кто-либо из них находится под уголовным преследованием или будет привлечен к уголовной ответственности - сейчас или в будущем - за отмывание денег. Как будет выглядеть высокопоставленный чиновник, который получил премию?", - говорит автор закона «О неподкупности» Кристина Чуботару.
Самым дорогим подарком, который получила Майя Санду в прошлом году в качестве президента, стала хрустальная ваза от президента Чехии. Её оценили в 26 тысяч леев. Однако по закону глава государства не имеет права забирать ее домой, если она не решит ее выкупить.