Несколько местных жителей района Криуляны возмутились, когда заметили массовую вырубку акаций в лесу. В лесничестве Криулян утверждают, что деревья засохли и их срубают с разрешения Агентства по охране окружающей среды. Но не все согласны с этим утверждением.
Одной из первых внимание на проблему обратила экологическая активиста Диана Манойли. Она живет неподалеку и с удивлением обнаружила вырубленные участки леса, во время прогулки с семьей.
Когда на место прибыла съёмочная группа TV8 на месте нас ждал начальник Криулянского лесничества. Он сообщил, что вырубка проводится с разрешения Агентства по охране окружающей среды, на четырех гектарах срубили несколько тысяч деревьев. Серджиу Степанюк утверждает, что многим из них больше 40 лет и они засохли. Он заверил нас, что максимум через пять лет на этих участках появятся новые акациевые леса.
Первые работы по спиливают засохших деревьев начались в середине января, но из-за снега, а затем и дождя работы застопорились. Сейчас их возобновили.
Вырубка акациевого леса вблизи деревни Гоян встревожила многих жителей окрестностей. Одни пришли попросить объяснений у рабочих, другие решили привлечь к этому делу внимание властей и СМИ.
Диана Манойли обнаружила срубленные деревья во время прогулки с семьей. Заместили просеку, которой раньше не было.
"В выходные мы гуляли с детьми и наше внимание привлекла прореха в лесу, ее не видно со стороны дороги. Мы зашли туда и испугались. Мы с детьми участвуем во всех акциях по посадке деревьев, и четырехлетний ребенок спрашивает меня: "Мама, что это такое, почему плохие люди вырубили деревья?" Невозможно объяснить четырехлетнему ребенку, что осенью мы сажали деревья, а зимой - молодые деревья кто-то рубит. Мы видели весной, когда эти акации цветут, какие они красивые, и невозможно объяснить ребенку, что кто-то рубит деревья, которые были посажены кем-то другим много лет назад. Это еще молодые деревья", - утверждает экологическая активистка.
Она сделала несколько фотографий и выложил их в социальные сети, попросив вмешаться в ситуацию всех, кому неравнодушна данная ситуация. Диана не знала, по закону вырубают деревья или нет, но говорит, не смогла пройти мимо, так как это все равно уничтожение леса.
С другой стороны, глава лесничества, в ведении которого находится участок, утверждает, что работы проходят с разрешения и более того, необходимы для поддержания здоровья леса. По словам Серджиу Степанюка, деревьям около 40 лет и они нуждаются в восстановлении.
"Данные работы планируются лесничеством, оценка проводится за год до начала работ, проверяют объем и массу древесины, которую нужно срубить, затем это согласовывается с Агентством по охране окружающей среды. Получаем разрешение от них, от Moldsilva [центральный административный орган в области лесного хозяйства - прим.], и уже на основании разрешения выдается лесорубочный наряд леснику, который будет выполнять данные работы.
- Те, кто заметил масштабную вырубку, говорили, что лес молодой.
- Нет, если присмотреться, то можно все увидеть. Десять лет назад уже вырубались участки. Провели уборку, сейчас идет повторная уборка. В прошлом году мы расчистили около пяти гектаров. В этом году, вот здесь, где вы видите эти срубы, вывозят пни и оставляют будущий лес, будущее дерево. Из пней взойдут новые деревья. Акация имеет свойство всходить как от корня, так и от пня", - заявил Степанюк.
По его словам, весной начнутся работы, чтобы дать жизнь новому лесу. С помощью трактора подрежут корни деревьев, благодаря чему вырастут новые саженцы. Через пять лет они станут преемниками старых акаций, образуя молодой лес.
Но эти объяснения не убедили местную экологическую активистку, которая сомневается, что на этих участках появятся новые леса.
"Я родом из деревни, и в свое время мы с бабушкой и дедушкой садили много деревьев. У нас была роща перед домом, и когда дерево вырубали, мы сначала сажали одно, а потом, через два-три года, вырубали это дерево. Так было, мы относились с ответственностью. У моих родителей вдоль забора растут акации, и я видела, как они растут. Очень быстро. Этим же от четырех лет и выше, максимум пятнадцать, потому что они разного размера, но они не очень старые. Так что это молодой лес, и если вы собираетесь увидеть его цветущим... это печально", - рассказывает Диана Манойли.
Леса вырубаются не в одном месте, есть несколько участков. Счет идет на тысячи.
Инспекция по охране окружающей среды в Криулянах утверждает, что вырубка лесов законна. Но до сих пор никаких проверок на местах, что именно вырубается, не проводилось.
"Работы разрешены, мы проведем проверки уже после того, как оттуда вывезут древесину.
- Есть ли что-то еще, что должны сделать власти, не только проверить документацию, но и на месте проверить, насколько правильно все делают, чтобы это не было злоупотреблением с их стороны?
- Мы .... на месте смотрели, что акации, которые там вырубают, им больше 40 лет и сейчас самое лучшее время для их вырубки.
- Это вам в лесничестве сказали, что им 40 лет?
- Но мы и сами это знаем", - ответили на вопросы журналистов в лесничестве.
По их словам, Степанюка, он заранее предоставил в инспекцию документы о вырубке, не дожидаясь запроса.
В районе периодически фиксируют незаконные вырубки, люди из социально уязвимых срубают деревья на дрова, но в последние годы динамика таких происшествий снижается, отметил Ион Гузун, глава Инспекции по охране окружающей среды Криулян.
Добытую лесничеством древесину поставляют жителям района. В инспекции утверждают, что следят за сохранением баланса лестного фонда. Прошлой осенью в Криуленском районе было высажено около 90 гектаров деревьев. Всего в Криулянах насчитывается около 3500 гектаров лесов.
Репортаж Veronica Gherbovețchii
Оператор и монтажер Vlad Glinjan