В первые дни полномасштабной войны России против Украины напряжение и даже легкая паника чувствовались даже в Молдове. Многие из украинских беженцев были абсолютно растеряны, не знали что им делать, даже базовые задачи выполняли с трудом. В этих условиях для них оказалась крайне важна помощь, даже в мелочах. Об этом рассказала в программе "Доброго вечора, ми з України" на TV8 Марьяна Назаренко, волонтер из Молдовы.
"На первом этапе сюда перевозили детей, так как они более уязвимые. Несколько раз я была на границе и меня шокировало то, как люди были напуганы. Они не знали как себя вести. Случилось так, что я должна была встретить детей своих родственников и попросила таможню Молдовы, поскольку у меня не было сертификата вакцины COVID и даже "зелёной карты" на машину, пропустить меня. Сказала, я просто дойду, было холодно, моросил дождь, а там ждали трое детей.
Попросила, разрешите мне, пожалуйста, подойди к шлагбауму без машины, забрать детей и вернусь. И они отнеслись с пониманием.
Уже были установлены противотанковые ограждения и это пугало всех. Я подошла к вагончику и увидела детей, которых должна была забрать. Офицер заметил меня и насторожился немного "кто я такая?", "почему подошла к этим детям?". Поняла, что все на дыбах стоят, все чувствуют эту панику. Но смогла объясниться", - рассказывает волонтер.
По ее словам, многие решения приходилось принимать спонтанно. Изначально она ехала забрать детей родственников. Но потом заметила в вагончике других украинцев, которые выглядели растерянными. Разговорились и выяснили, что они едут в Кишинев. Но такая, казалось бы несложная задача, почти поставила их в тупик, не знали дороги, не было молдавских сим-карт, чтобы связаться со знакомыми.
"Я спросила "сколько вас?". Мужчина ответил, мы на машине, двое взрослых и трое детей. Один ребёнок на инсулине. Подъехали к ближайшему селу, купила им карточки телефонные. Добрались до Кишинёва благополучно. Когда прощались меня обнимал каждый ребёнок, как будто я сделала что-то невероятное, хотя ничего такого не делала. Не забуду этот момент никогда", - вспоминает Марьяна.
***
По данным ООН, в Молдове все еще остаются около 100 тысяч вынужденных переселенцев. Половина из них - дети. С начала войны через нашу страну прошли более 600 000 беженцев из Украины.
РМ предоставляет украинским беженцам временную защиту на срок до 1 года с возможностью продления. Беженцы имеют право на проживание, работу, образование, медицинскую помощь, социальные выплаты. Дети вынужденных переселенцев могут учиться в молдавских школах.
Правительство напрямую финансирует помощь беженцам, обеспечивает их жильем, питанием, медицинской помощью. Часть финансов выделяют партнеры по развитию. Многочисленные неправительственные организации также оказывают помощь беженцам, предоставляя им информацию, юридическую консультацию, психологическую поддержку.
Несмотря на то, что ресурсы Молдовы ограничены, а война в соседней стране негативно отразилась на состоянии экономики и инвестиционном климате, власти и гражданское общество продолжают оказывать помощь беженцам.