Несмотря на утверждение властей о том, что инвесторы, решающие работать в Молдове, проходят тщательные проверки, в некоторых случаях этого оказывается недостаточно для того, чтобы уберечь нас от токсичных офшорных инвестиций. Эту тему накануне вечером обсуждали в программе Cutia Negră Plus на ТV8.
"Все то время, что Россия ведет войну против Украины, они на самом деле не могут попасть на территорию Республики Молдова, но это такой вопрос, более широкий, он касается не только инвестиций. - Ну они могут попасть физически, то есть, никто не мешает приехать и постучать в вашу дверь, так же как и остальным сорока в очереди, и поинтересоваться. Мы хотим инвестировать, например, мы купили недавно фабрику в центре столичного сектора Буюканы, и мы хотели бы развивать там производство. - Но они элементарно не могут открыть банковский счет, не могут открыть компанию, существуют различные препятствия. Это касается и россиян, которые уже живут в Молдове с российскими паспортами, даже если они добросовестны", - рассказала глава Агентства по инвестициям Наталья Бежан.
Глава агентства по инвестициям говорит, что в последний год ситуация изменилась и теперь инвестировать в нашу страну все чаще намереваются люди из Европы. Например, из Италии, Австрии, Норвегии, Германии и Чехии.
Международный финансовый аналитик Думитру Викол утверждает при этом, что это в полной мере не защищает Молдову от токсичных инвестиций, поступающих из офшоров.
"- Как нам понять, что эти инвестиции можно назвать "чистыми"? - Это проще, чем вы думаете. Существуют специализированные компании, которые определяют конечных бенефициаров. В тот момент, когда появляется компания. Я могу вас заверить, я жил в Лондоне, и больше денег, чем отмывается в Лондоне, нет ни в какой части земного шара. По этой причине мы не должны считать, что Нидерланды, Эмираты, Кипр или любая другая страна — это страны, о которых мы никогда не должны дискутировать. Есть специализированные компании, которые делают отчеты. У них есть связи. Они общаются с их агентствами государственных услуг и могут определить, кто на самом деле конечный бенефициар", - отметил международный финансовый аналитик Думитру Викол.
Наталье Бежан задали вопрос и о том, почему наша страна согласилась официально зарегистрировать российскую таксомоторную компанию «Яндекс», о которой журналисты программы Cutia Neagră Plus снимали несколько расследований и учредитель которой - дубайский оффшор.
"Не думаю, что смогу ответить вам на этот вопрос. Я не знаю об этом сейчас, но выполню эту домашнюю работу от вас, чтобы разобраться. Это не обязательная работа инвестиционного агентства. Однако мы несем ответственность за имидж страны и создание среды, привлекающей инвесторов. В Республике Молдова есть и другие органы, которые должны самостоятельно проводить проверки, а не сразу выдавать лицензию или, по крайней мере, должны проверять бенефициаров, владельцев, которые на самом деле стоят за этой компанией", - ответила она.
Журналисты проекта Cutia Neagră PLUS провели два расследования о компании "Яндекс-такси" и опубликовали материалы о скандалах о шпионаже, в которых была замешана фирма. До прошлого года «Яндекс» пользовался законодательным вакуумом, который позволял компании работать без официального представительства. Закон изменился и власти пообещали, что с середины декабря 2023 года российская компания больше не будет представлена на молдавском рынке.
Тем не менее 30 января «Яндекс» объявил, что официально зарегистрирован в Молдове и намерен расширяться. Юридический адрес официального представительства российского гиганта "Яндекс" находится в скромном офисе, где зарегистрированы еще 23 компании, некоторые со скандальным прошлым.
После вторжения России в Украину большинство европейских государств включили «Яндекс» в список юридических лиц, подпадающих под санкции, и каждый раз, когда компанию обвиняли в шпионаже, руководство «Яндекса» отрицало, что будет предоставлять данные своих клиентов российской службе федеральной безопасности.