Несправедливо, что в нынешних условиях, когда Молдова стремится стать членом ЕС, у России сохраняется статус посредника в переговорном формате "5+2", где Западу отведена лишь простая роль наблюдателя. Кишинев, как и его международные партнеры, должны предать забвению формат "5+2" и исключить Россию из всех процессов внутреннего политического урегулирования в Республике Молдова. Об этом заявил 15 апреля в программе "Новая неделя с Анатолием Голя" на TV8 аналитик Джеймстаунского фонда Владимир Сокор.
По его мнению, формат "5+2" необходимо "забыть и похоронить", несмотря на звучащие заявления о необходимости его возрождения. Изначально, в нем западные страны находятся в "неполноценной роли" по сравнению с Россией и Украиной, которые являются посредниками. Это неприемлемо в условиях евроинтеграции Молдовы, отмечает Сокор.
Сегодня Приднестровье остается последним российским проектом, который Россия с помощью риторики об "особом статусе" стремится нарушить положение дел в стране, в данном случае в Молдове, и блокировать через него различные политические процессы.
"Особый статус - это специфически российский проект по дезорганизации некоторых государств бывшего СССР. У России был проект особого статуса для Карабаха в составе Азербайджана. У России было два проекта особого статуса для так называемой Донецкой народной республики и так называемой Луганской народной республики. Как мы знаем, они провалились.
Приднестровье - это последний сохранившийся проект особого статуса, он не имеет права на существование, потому что цель России в продвижении этого особого статуса - разрушить молдавское государство изнутри, заблокировать политическую систему Молдовы через Приднестровье", - поделился мнением политолог.
По его словам, Россия, как гарант каких-либо переговоров в Молдове и евроитеграция - это несовместимые вещи, они просто "сталкиваются лбами". Москву необходимо отдалить от принятия каких-либо решений отражающихся непосредственно на ситуации в Молдове.
Сокор добавил, что есть шансы найти компромисс в условиях, когда тираспольские "элиты" крайне заинтересованы в Евросоюзе, поскольку более 70% их торговли региона приходится на европейские страны.
***
В переговорах по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" последние 20 лет участвовали Кишинев и Тирасполь как стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ – в качестве посредников, Евросоюз и США – как наблюдатели. С началом полномасштабной войны России против Украины переговорный процесс фактически заморожен.
Как заявлял ранее вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции Олег Серебрян, война в Украине полностью заблокировала переговорный формат "5+2", и диалог с левым берегом ограничивается технической повесткой. Он отметил, что существует много критических замечаний по поводу переговорного формата "5+2" и так называемой политики "малых шагов". Однако такой формат сохранил мир в регионе и обеспечил подвижки по некоторым социальным вопросам.
Кишинев и Тирасполь ведут переговоры напрямую в неформальном формате "1+1". Обсуждаются, в основном, неотложные гуманитарные и технические вопросы.