Отношения Республики Молдова с Международным валютным фондом (МВФ) осложнились после того, как правительство не выполнило ряд обязательств, в результате чего страна не получила последний транш в размере 170 миллионов долларов. Министр финансов избегает публичных комментариев по поводу причин разногласий с фондом.
В свою очередь, МВФ указывает на задержки в исполнении обязательств как в бюджетной сфере, так и в системе правосудия. Эксперты отмечают, что приостановка сотрудничества с фондом негативно сказывается на имидже Молдовы перед инвесторами.
« — Правда ли, что правительство не выполнило некоторые обязательства, из-за чего не был выделен последний транш?
— Принципиально важно, что в этом году мы смогли профинансировать себя на более выгодных условиях. В то же время ведутся предварительные переговоры с МВФ, миссия приедет в декабре, чтобы обсудить планы и потенциальное сотрудничество в будущем», — заявил министр финансов Андриан Гаврилицэ.
После заседания правительства министр финансов отказался раскрывать детали, почему был упущен транш МВФ. Он уточнил, что для покрытия дефицита бюджета в размере 3 миллиардов леев будут привлечены кредиты в Брюсселе и Париже на условиях, сопоставимых с предложениями фонда.
МВФ, в свою очередь, пояснил, что блокировка транша произошла из-за задержек в выполнении фискальных и управленческих обязательств.
Экономист и бывший глава парламентской Комиссии по экономике Вячеслав Ионица считает, что ситуация скорее всего связана с неэффективным управлением бюджетом.
«Коммуникация с МВФ остаётся проблемной почти год. Доходы у нас очень низкие, а обязательства по расходам превышают их. Это ведёт к росту дефицита — сейчас он достиг 18 миллиардов леев. Очевидно, что так продолжаться не может. Люди, отвечающие за это, действуют безответственно и не понимают, как функционирует система. МВФ не просто даёт деньги, он даёт оценку, насколько вы адекватны», — отметил эксперт.
Бывший премьер Ион Стурза подчеркнул, что пропуск транша стал серьёзным ударом по бюджету и подрывает имидж правительства как «лидера реформ». По его словам, официальная причина заключается в «невыполнении структурных реформ и борьбе с коррупцией», что неоднократно упоминалось в отчетах Европейской комиссии.
Кроме того, Стурза отмечает проблемы с независимостью Национального банка, смену руководителя Антикоррупционной прокуратуры и приостановку обещанной реформы — отсутствие логистической поддержки, помещений и кадров.
Согласно последней версии соглашения с МВФ, правительство под руководством Дорина Речан обещало укрепить Антикоррупционную прокуратуру, заполнить не менее 70% должностей прокуроров и 70% должностей следователей к 31 марта 2025 года, а также предоставить отдельные функциональные рабочие помещения для прокуратуры к декабрю 2024 года.
Однако эти обязательства пока не выполнены, и власти рассматривают даже возможность ликвидации Антикоррупционной прокуратуры.