В Евросоюзе ущемляются права национальных меньшинств? На фоне европейской интеграции Молдовы появляется все больше "страшилок" о ликвидации прав национальных меньшинств в стране после вступления в ЕС. Ведущий TV8 Анатолий Голя решил разобраться, где правда и где вымысел, что дает и что требует Европейский союз от Молдовы, каковы наши европейские перспективы.
Почему-то, у нас укоренился стереотип, что русскоязычные граждане Молдовы преимущественно выступают против евроинтеграции, а российская пропаганда активно подпитывает эти антиевропейские настроения.
Давайте разберемся, как обстоят дела с правами нацменьшинств в Евросоюзе. Одна из базовых ценностей ЕС – это сохранение языка, традиций и культуры всех этнических меньшинств. И это не просто слова, это прописано в европейских конвенциях, хартиях и законодательных актах. И они строго соблюдаются, исходя из официального девиза Евросоюза – "Единство в многообразии".
Без соблюдения принципов уважения и толерантности мирное сосуществование и развитие в ЕС было бы невозможным. Около 60 миллионов человек, или каждый седьмой житель Союза, принадлежит к национальным или языковым меньшинствам. И никто не ущемляется в правах благодаря законодательству Евросоюза, включая Договор о Евросоюзе, который основан на ценностях демократии, прав человека и защиты меньшинств.
Также важна Хартия ЕС об основных правах, которая запрещает дискриминацию по этническому, языковому и другим признакам. Венская декларация 1993 года подчеркивает, что защита национальных меньшинств – это залог стабильности и мира на европейском континенте.
Можете сказать, что это звучит красиво, но это все теория. А что на практике? Я хочу привести пример Гагаузской автономии. Ее жители трепетно защищают свои права и выступают за расширение прав автономии, чтобы сделать ее более устойчивой и процветающей. И какие примеры они приводят, на что ориентируются?! Разве они говорят о каких-то удачных моделях автономии и защиты прав меньшинств в Российской Федерации или других стран постсоветского пространства?!
Нет, потому что таких примеров не найти. В этом смысле, все равняются на страны Европейского союза. За 30 лет все гагаузские лидеры неоднократно ездили изучать опыт Аландских островов, где проживает шведское меньшинство в Финляндии. Или Южного Тироля – уникальной автономии на территории Италии, образцовой во всех смыслах. Или менее известной у нас Фрисландии – одной из провинций Нидерландов. И все это – страны Евросоюза, где национальные меньшинства чувствуют себя защищенными.
Проживающие в Молдове украинцы, русские, гагаузы, болгары, ромы – они больше молдаван должны быть заинтересованы в интеграции в ЕС. Потому что членство в Евросоюзе – это и есть самая надежная гарантия защиты прав национальных меньшинств, заявил ведущий TV8.