Правительству следует подготовить комплексный правовой механизм для анализа личностей заключенных в приднестровском регионе, которых Кишинев позиционирует как политзаключенных. И о которых намерен договариваться об освобождении из-под стражи. Такого мнения придерживаются некоторые эксперты.
По их словам, каждое дело нужно рассматривать отдельно, поскольку некоторые граждане из списка, составленного конституционными властями, совершили уголовные преступления и должны предстать перед судьями международно-признанных судов на правом берегу. Мнение высказали после недавнего случая, когда освобожденного в Приднестровье по просьбе Кишинева заключенного Антона Малышева задержали уже на правом берегу по делу о распространении наркотиков.
11 февраля Бюро по реинтеграции объявило, что левобережная администрация, исполняя условия, выдвинутые Кишинёвом для реализации схемы по доставке в регион природного газа, освободила первого, незаконно содержащегося заключенного.
Антон Малышев в приднестровской тюрьме провел почти два года. Несмотря на то, что на правом берегу его называли политзаключенным, мужчина оказался наркоторговцем, который вел свой "промысел" на обоих берегах Днестра. Молдавская полиция его задержала, как только он пересек административную границу региона. Дело на Малышева было возбуждено в 2021 году. Судьи дали ему 8 лет тюрьмы.
По словам эксперта Promo-LEX по правам человека, осуждённые на правом берегу не могут избежать наказаний только из-за того, что их осудили неконституционные судебные инстанции. Существенная часть заключенных на левом берегу совершили реальные уголовные преступления и должны нести за них наказания. Поэтому Кишинёву в будущем придется столкнуться с непростой задачей, если Тирасполь освободит и других граждан, осужденных на правом берегу.
"Это не значит, что они автоматически освобождаются от наказания и не должны нести ответственность за совершенные ими деяния. Необходимо разработать чрезвычайно сложный механизм переходного правосудия, чтобы каждый случай каждого задержанного рассматривался индивидуально. Правило автоматического освобождения без проверки фактов совершения преступлений может нанести вред интересам потерпевших от преступлений. То, что произошло должно стать уроком, и положить начало работе над таким механизмом", - отметил эксперт Promo-LEX по вопросам прав человека Вадим Виеру.
Бывший вице-премьер по реинтеграции Александр Фленкя считает, что конституционным властям стоит продумать план по проверке и интеграции людей, которые попали в тюрьмы на левом берегу. Он отметил необходимость рассмотрения и пересмотра их дел таким образом, чтобы исключить потенциальную угрозу для общества.
"Есть воры, грабители, насильники, наркоторговцы, но они не были осуждены законным судом, потому что их задержали нелегально. Властям стоит продумать это заранее и запустить правовой механизм с законным статусом, который сможет регламентировать эти процессы. Права всех людей должны учитываться - и тех, кто был задержан на левом берегу и граждан, которые обладают правом на безопасность, жизнь, здоровье и личную жизнь", - отметил бывший вице-премьер.
Конституционные власти политзаключенными называют почти всех граждан Молдовы, незаконно задержанных на левом берегу Днестра, а их - около двух тысяч. При этом официальный Кишинев не отрицает, что некоторые замешаны в тяжких преступлениях и на правом берегу их тоже ждет тюрьма.
По данным Бюро по реинтеграции, кроме Антона Малышева, возможно, уже освобождены и другие граждане, заключенные в Тирасполе.
"Мы обладаем неофициальной информацией о том, что определенные люди уже освобождены, но пока я не увижу официального письма из Тирасполя, которым будет подтверждено освобождение человека, публично об этом сообщать не могу. Того факта, что у нас есть информация об освобождении людей недостаточно, если мы получаем информацию по другим каналам, это не равно тому, когда они сами сообщают нам об этом", - заявил вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян.
***
Чтобы приднестровский регион был обеспечен транзитом газа от границы с Республикой Молдова, правый берег выдвинул левому ряд условий. Среди них — освобождение политзаключённых, решение проблемы лицея в Рыбнице, сохранение в сетке вещания общественного телеканала "Молдова-1" и снятие блокпостов, установленных в 2022 году. По некоторым данным, так называемый КПП в Бендерах уже эвакуирован, а Кишинёв ведёт переговоры о возвращении здания лицея.




























































