Подвергшейся критике проект по слиянию двух специализированных прокуратур в новую Прокуратуру по борьбе с коррупцией и организованной преступностью (PACCO) не создает никаких проблем в процессе переговоров о вступлении Молдовы в ЕС. Во всяком случае, пока соблюдается закон. Мнение высказал в программе Cutia Neagră на TV8 министр иностранных дел Михай Попшой.
"Это не может создать трудностей, пока мы соблюдаем все юридические процедуры, в том числе связанные с прозрачностью процесса принятия решений. Мы ведем диалог с нашими европейскими партнерами, чтобы объяснить им суть проекта, его необходимость. На самом деле, нам даже не пришлось много объяснять, потому что они понимают необходимость такого проекта, в Брюсселе видят и разделяют наше желание улучшить ситуацию в системе правосудия.
Решение о слиянии Антикоррупционной прокуратуры и Прокуратуры по борьбе с организованной преступностью и особым делам (PA и PCCOCS) преследует главную цель — создать институт, обладающий потенциалом и решимостью добиваться результатов в расследовании дел, чего ждут граждане и внешние партнеры", - заявил Попшой.
Министр добавил, что хотя проект не предоставят для экспертизы Венецианской комиссии до второго чтения, документ направят в комиссию уже после принятия и внесения всех правок.
В среду, 26 февраля, глава представительства ЕС в Кишиневе Янис Мажейкс сообщил в эфире TV8, что в Евросоюзе ожидают, что проект о слиянии прокуратур представят Венецианской комиссии. ЕС также готов представить свои рекомендации по документу.
***
На прошлой неделе парламент одобрил в первом чтении создание Прокуратуры по борьбе с коррупцией и оргпреступностью, которая заменит Антикоррупционную прокуратуру и прокуратуру по борьбе с организованной преступностью и особым делам (PCCOCS). Обсуждение длилось три часа. Оппозиция голосовала против, а некоторые депутаты PAS воздержались, полагая, что проект может повлиять на судебную реформу и требует заключения Венецианской комиссии.
PACCO получит одного главу и нескольких заместителей. Количество прокуроров в новом учреждении должен определить Высший совет прокуроров по запросу главы прокуратуры. Новое учреждение может приступить к работе через два месяца после утверждения решения об его создании. Критики проекта отмечают, что подобная пауза и изменения состава прокуроров негативно скажется на темпах расследования уголовных дел и может привести к развалу многих из них еще до суда.
Сотрудников структуры проверят на полиграфе и проведут через психологические тесты. Руководителя новой прокуратуры должны назначить на конкурсной основе, до этого его обязанности должен исполнять специалист, которого назначит генеральный прокурор.
19 февраля глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин объявила о своей отставке. Она объяснила свое решение желанием остановить процесс слияния возглавляемого ею ведомства с Прокуратурой по борьбе с коррупцией и особым делам. Драгалин назвала предложенный депутатами законопроект "ударом по системе правосудия", который угрожает независимости юстиции и ослабляет возможности для привлечения к ответственности тех, кто нарушает закон, находясь у власти.