За серверную инфраструктуру популярного мессенджера Telegram отвечают компании, которые обслуживают секретные комплексы ФСБ, используемые для слежки за гражданами. Через их маршрутизаторы проходит весь трафик, каждому пользователю присвоен свой идентификатор, что, в теории, позволяет получать ключи шифрования к чатам и целенаправленно просматривать данные отдельных пользователей. Российское независимое издание "Важные истории" на прошлой неделе опубликовало расследование в котором утверждает, что контроль связанных с российскими спецслужбами компаний над сетевой инфраструктурой Telegram ставит под угрозу приватность пользований мессенджера, число которых недавно превысило миллиард.
Как ФСБ может получить доступ к переписке?
Основная часть расследования "Важных историй" посвящена теме, кому принадлежат сервера, используемые компанией Telegram. Именно на серверах расшифровываются и хранятся обычные, не секретные чаты, и тот, кто имеет доступ к ним, может получить доступ к переписке и информации о пользователе.
"Одна из главных причин, по которой сотни миллионов людей в мире доверяют свои тайны "Телеграму", — созданный Павлом Дуровым образ непоколебимого борца за свободу, стоящего на страже конфиденциальности пользователей и подвергающегося из-за этого преследованию со стороны властей России и других стран", - пишут "Важные истории".
Как утверждает издание со ссылкой на экспертов, протокол мессенджера позволяет российским спецслужбам выявлять идентификаторы устройств, с которых пользователи заходят в Telegram, во всех местах, где у них есть доступ к интернет-инфраструктуре. "Важные истории" выступают с утверждением, что российские спецслужбы в принципе могут следить за пользователями Telegram не только на территории России, но и за рубежом, поскольку сервисы мессенджера администрирует компания с Антигуа и Барбуда — Global Network Management (GNM). Ее возглавляет Владимир Веденеев.
Вывод о том, что российские спецслужбы следить за пользователями по всему миру, журналисты делают на основании того, что Веденеев раньше имел отношение к российским компаниям "Глобалнет" и "Электронтелеком", заказчиками которых были российские государственные структуры, в том числе и ФСБ.
Компании, связанные с российскими спецслужбами
Согласно материалам судебных заседаний в Майами от 2018 года, с которыми ознакомилось издание, Веденеев также был — или по крайней мере подписывал документы как — финансовый директор Telegram Corp, компании Павла Дурова, зарегистрированной в Панаме. Он также называл себя единственным человеком, у которого есть доступ к серверам Global Network Management в дата-центре в Майами.
Telegram стал использовать Global Network Management в 2020 году. До этого те же IP-адреса принадлежали компании из Санкт-Петербурга GlobalNet.
До прошлого года бенефициаром GlobalNet был Владимир Веденеев. Но в 2024 году он "переписал ее на своих родственников": они контролируют 96% компании, говорится в расследовании, еще 4% принадлежит Роману Венедиктову.
Венедиктов отслужил около 10 лет в Главном центре испытания и управления космических средств Минобороны в военном городке "Щелково-7". Был совладельцем компании "Пиринг", которая, в свою очередь, владела сетью обмена трафиком DATAIX. В 2018 году DATAIX объединилась с GlobalNet. В 2012 году партнером Венедиктова стала мать Дурова Альбина, а в 2013 году к ним присоединился брат Павла Дурова, главный инженер "ВКонтакте" Михаил Петров. «Важные истории».
Еще одна компания, предоставляющая IP-адреса Telegram, — "Электронтелеком". Как и в случае с GlobalNet, ее бенефициаром до 2024 года был Веденеев, а с 2024 года — его родственники.
Веденеев отказался от комментариев, а Дуров запрос о комментариях проигнорировал.

ФСБ и ФСО "протянули руки" к сетевой инфраструктуре Telegram?
Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области — один из клиентов компании "Электронтелеком". Среди клиентов GlobalNet — Курчатовский институт (находится под западными санкциями; его директор Михаил Ковальчик — брат Юрия Ковальчука, который считается близким другом Владимира Путина) и Главный научно-исследовательский вычислительный центр Управления делами президента России (ГлавНИВЦ).
Официально ГлавНИВЦ занимается техническим обеспечением саммитов, прямых линий и встреч с участием Владимира Путина. А неофициально — это закрытый аналитический центр, "работающий в интересах ФСБ, ФСО, МВД и Минобороны".
В Telegram обвинения отрицают
В ответ на запросы Би-би-си и "Радио Свобода" в мессенджере заявили, что Telegram как глобальная компания "имеет контракты с десятками различных поставщиков услуг по всему миру", но ни один из них "не имеет доступа к данным Telegram или конфиденциальной инфраструктуре".
"Будучи глобальной компанией, Telegram имеет контракты с десятками различных поставщиков услуг по всему миру. Однако ни один из этих поставщиков не имеет доступа к данным Telegram или конфиденциальной инфраструктуре. Все серверы Telegram принадлежат Telegram и обслуживаются сотрудниками Telegram. Несанкционированный доступ невозможен", — говорится в официальном ответе.
В мессенджере заявили, что за всю историю существования Telegram "ни разу не передавал личные сообщения третьим лицам", а его шифрование не взламывалось.
***
Telegram — больше чем мессенджер
"Важные истории" отмечают, что проблемы с приватностью в Telegram это не только вопрос личных переписок. Telegram — уже давно не только средство коммуникации. Это и новостная платформа для независимых СМИ и пропаганды; и инструмент, с помощью которого российские спецслужбы вербуют агентов для диверсий за рубежом; и криминальный маркетплейс, где преступники торгуют запрещенными товарами. И если борьбу с преступностью еще можно понять и оправдать, то вот слежку за рядовыми пользователями и политическое преследование неугодных российских властям людей — нет.


























































