Сегодня в Молдове — день скорби. 76 лет назад, в ночь с 5 на 6 июля 1949 года, произошел второй и самый масштабный этап депортаций жителей Бессарабии в Сибирь. 6 июля в Кишиневе прошел митинг-реквием, посвященный Дню памяти жертв депортаций коммунистического режима. В мероприятии приняли участие президент Майя Санду, спикер парламента Игорь Гросу, министр культуры Сергей Продан, а также другие люди, пришедшие почтить память жертв.
Глава государства отметила, что прошедшие тяжелые испытания люди, не требовали мести, но всегда хотели, чтобы на их родине знали правду о произошедшем. И обязанность граждан помнить о том, что произошло, об этой национальной трагедии.
"В ночь с 5 на 6 июля 1949 года десятки тысяч человек выгнали из своих домов и силой отправили в Сибирь. Это были честные труженики, верующие люди, которые с гордостью говорили на своем языке и хранили традиции. Их стойкость и принципиальность советская власть посчитала угрозой. В нечеловеческих условиях — голод, холод, каторжный труд — наши люди были вынуждены выживать вдали от родины. Но даже в изгнании они сохранили свою национальную идентичность и ценности.
Депортированные никогда не требовали мести. Но они требовали правды. И наш долг — дать им эту правду через признание, образование и сохранение памяти о них", — заявила Майя Санду.
Она призвавшая граждан посетить музейную экспозицию на Площади Великого национального собрания, посвященную памяти жертв депортаций. По ее словам, это место для размышлений и изучения трагических страниц истории, которые помогают лучше понять пережитое нашими людьми и семьями.
Сейчас на главной пощади столицы установлены два советских товарных вагона, таких же, какие использовались для депортаций людей из Молдовы и других стран в составе СССР. Внутри — экспозиция и история тяжелых судеб людей, которые не совершали преступлений, но были сурово наказаны советской властью.
***
Депортации были одной из форм политических репрессий, проводимых советскими властями. В ночь с 5 на 6 июля 1949 года депортировали более 11 тысяч "неблагонадежных" семей, около 35 тысяч бессарабцев. Аресты проводились ночью с привлечением армии и рейдами по селам, которые в Москве посчитали недостаточно лояльными советской власти. Кто пытался сбежать — стреляли на поражение. Кто-то затем умер при перевозке в переполненных товарных вагонах или от тяжелейших условий выживания в "голой" тайге. Те, кто потом смог вернуться домой, оставался в забвении. Потеряв своих близких, свое имущество и даже не имея права говорить об этом. Только в период "перестройки и гласности", а затем после распада СССР и создания независимой Республики Молдова, тема депортаций постепенно проникла в публичный дискурс. И люди смогли узнать хотя бы часть историй сломанных судеб послевоенного периода.






























































