Десятки тысяч человек по всей Республике Молдова могли продать свои голоса на выборах. Сейчас против подозреваемых заведены дела. Тем, кто принимал деньги, грозят большие штрафы, а тем кто раздавал, наказание может быть более суровым, вплоть до заключения в тюрьму.
Они доверились Илану Шору, а затем его юристам и политическим активистам, которые называли полицейские протоколы и уголовные дела "бумажками", не имеющими юридической силы. Но теперь столкнулись с последствиями своих действий и фактически остались один на один с проблемой.
Кто и какие штрафы и иные наказания получил за продажу голосов на выборах? Кто и как защищает их в судах? Журналисты проекта TV8 Cutia Neagră PLUS побывали в разных регионах страны, чтобы поговорить с оштрафованными за получение денег от Шора. Начали мы с юга — из Кагула, где в один день к зданию суда выстроилась очередь из десятков жителей.
Кагул — эпицентр штрафов за электоральной коррупцию
Кагул, расположенный на границе с Румынией — членом Европейского Союза, стал одним из районов, где избиратели на референдуме в большинстве своём голосовали против европейской интеграции. По данным полиции, Кагул входит в число районов с наибольшим количеством граждан, оштрафованных за участие в электоральной коррупции на прошлогодних выборах. В более чем тридцати населённых пунктах района полиция установила личности почти 1200 жителей, на чьих телефонах была установлена мобильная версия российского приложения "Промсвязьбанк" (PSB). Илан Шор публично заявлял, что создал схему для "финансовой помощи" граждан через данное приложение. В полиции же отмечали, что условием для выплат, которые приходили в российских рублях, было голосование за необходимого кандидата и за определенный выбор на президентских выборах и референдуме в октябре 2024 года.
Мы начали расследование с села Букурия, Кагульского района, где проживают несколько человек, оштрафованных за предполагаемую продажу голосов. Из нескольких судебных решений стало известно, что координатором сети Шора в этом селе, предположительно, был Василий Луканчук. Он баллотировался на пост мэра от партии "Шанс" на местных выборах 2023 года, но был снят с предвыборной гонки, так как всю партию отстранили от выборов из-за выявленных фактов незаконного финансирования, не указного в отчетах.
За участие в подкупе избирателей на президентских выборах и референдуме прошлого года Луканчука оштрафовали на 25 тысяч леев. Мы встретили его у ворот его дома, когда он собирался идти на судебное заседание после того, чтобы обжаловать штраф. Мужчина утверждает, что "не получал ни копейки" за свой голос. И заявляет, что следствие обязано представить доказательства, кто и сколько ему перевел денег из России.
"Луканчук: Я баллотировался на пост мэра в 2023 году, мои личные данные остались там, поэтому меня и преследуют сейчас. (...) У нас демократическая страна — мы можем голосовать за кого хотим. Они ведь не стояли со мной в кабинке для голосования, чтобы знать, за кого я голосовал.
Репортер TV8: Вы не получила никаких денег?
Луканчук: Я ничего не получил. Говорят, что у меня было пять денежных переводов. Покажите мне, докажите! Из какого "списка"? От кого я получил? Сколько? Когда? Шора уже сколько лет здесь нет. Причём здесь Шор? Алексей Лунгу — председатель партии, а не Шор.
Репортер TV8: Алексей Лунгу вам что-то предлагал, например, деньги или помощь?
Луканчук: Нет, денег не было. Я лишь хочу перемен в стране.
Репортер TV8: Вы сейчас общаетесь с Алексеем Лунгу?
Лучанчук: Раньше мы общались, а сейчас нет".

Судебные процессы идут один за другим
В суде Кагула в день проходят десятки заседаний по аналогичным делам. Судьи рассматривают их почти как на конвейере, по 30 минут на каждое. Большинство обвиняемых утверждают, что не брали денег, а их номера оказались в базе "случайно" — из-за использования популярных мессенджеров, перевода денег родственниками или прежнего участия в мероприятиях политических сил связанных с беглым олигархом Иланом Шором.
Некоторые из опрошенных TV8 настаивали, что их участие в различных партиях не является преступлением, и деньги им никто не переводил. Одна из женщин признала, что слышала о том как раздают деньги в партиях, в том числе в Партии социалистов.
" - За вступление в партию начинают судебное дело? Я раньше был в Партии Социалистов. Перешла в "Победу-Виктория". Могу потом перейти в PAS.
- Вам предлагали деньги?
- Кто?
- Из блока "Победа".
- Нет! Я ничего не получала. Вы думаете, что социалисты не платят деньги? Они продолжают их раздавать.
- Вы признаёте, что Партия социалистов продолжает раздавать деньги?
- Я не признаю. Я просто говорю.
- Но как полицейские установили, что вы получали деньги?
- Они должны доказать, что я получала деньги. Нет никаких доказательств.
- У вас никак не идентифицировали денежные транзакции, ни в сообщениях, ни в Telegram, ни в ПСБ ничего не нашли?
- У меня есть Telegram, потому что у меня дети, которые живут в России. Я вам сейчас читаю: PSB Bank может осуществлять денежные переводы на номера телефонов в Республике Узбекистан. Армении, Киргизии, Таджикистане. Молдова здесь? Её нет. Какой PSB, ФСБ? Этот банк не может отправлять переводы в Молдову, у него нет лицензии.
- Значит, вы не получали ничего?
- Деньги я получала через "Золотую корону", переводы от своих детей.
- Если вы получите штраф, кто-то предлагал вам его оплатить?
- Никто. Я тоже не будут оплачивать, у меня таких денег нет. Мне сказали, что тогда могут забрать имущество - пусть забирают. Нет имущества - пусть сажают в тюрьму"

Большинство уверяло, что никаких доказательств электоральной коррупции против них не существует, а их номера телефонов можно было найти в открытом доступе или использовать их для других целей — например, для связи с детьми в России.
Другая женщина утверждает, что попала в поле зрения полиции, после того, как посетила собрание блока "Победа" в Доме культуры в селе Букурия. Заверяет, что "пришла из любопытства" и "никаких денег не получала". Рассказала, что не знает, как ее номер оказался в базе данных блока "Победа", через которую рассылали деньги в приложение PSB в период выборов. Считает, что ее номер могли "украсть" во время регистрации на другие услуги. Денег платить штраф нет.

Еще одна ответчица по делу рассказала, что "ее номер телефона есть везде", так как она платит кредиты. Следовательно, она не знает, как он оказался в базе, на которую рассылали деньги.
"- Вам предлагали деньги от блока "Виктория"?
- Предлагали, но я их не получала. Не видела даже их.
- Но предлагали?!
- Сказали, если буду ходить на собрания и раздавать газеты - буду получать деньги. От 1000 до 3000 леев. Но я не участвовала. Я на работе каждый день, нет времени.
- А зачем вы туда пошли?
- Все пошли и я пошла. Все село Букурия пришло. И не только: Лучешты, Тартаул, Лопацикэ, Московей - все были на собрании, много людей из разных сел.
- Кто будет оплачивать штраф, вам что-то говорили?
- Пусть те, кто получил деньги, те и оплачивают.
- В деле сказано, что деньги пришли на ваше имя.
- Не знаю, пусть адвокат разберется."

Один адвокат — на всех
Всех обвиняемых защищает один адвокат — Николай Боженко, известный как представитель интересов заочно осужденного в Молдове и скрывающегося в Москве олигарха Илана Шора. Несколько лет назад его имя связывали с коррупционным скандалом. В 2021 году его засняли на автомойке в Кагуле, когда он передавал чёрный пакет с неизвестным содержим судье-докладчику по делу Шора, Тудору Бердилэ. Доказать, что внутри были деньги, прокурорам не удалось. Сам Бердилэ назвал содержимое - "подарком к Пасхе".
Боженко утверждает, что защищает людей "по доброй воле" и совершенно бесплатно. Во время беседы он достал записную книжку с логотипом "команда Илана Шора".
"Репортер TV8: Как так получается, что вы добровольно защищаете этих людей?
Боженко: Я активист блока и сочувствующий, и у меня такие же взгляды.
Репортер TV8: Кто вам платит за ваши услуги?
Боженко: Мне никто не платит.
Репортер TV8: Вы приходите из "добрых побуждений", и тратите свое время на защиту этих людей?
Боженко: Да, потому что каждый член команды помогает нам сделать что-то хорошее для этих людей, которые действительно подвергаются преследованиям не только в нашем районе, но и по всей Республике Молдова.
Репортер TV8: Если суд все же назначит им штрафы, кто будет платить их?
Боженко: Я не знаю. Я просто помогаю им, чем могу, говорю вам честно".
Граждане, которых защищает Боженко, говорят, что не видели его раньше, а впервые встретились в день судебного заседания. Рассказывают, что им не нужно платить за услуги адвоката, поскольку их предоставляет "команда Илана Шора".
Корреспондентка TV8 узнала, что адвокат прямо настаивает, чтобы подзащитные в всех случаях отрицали получение денег. Об этом он говорил с женщинами в коридоре в здании суда. На вопрос о такой "позиции защиты" Боженко отреагировал с раздражением.
"Это мои личные разговоры. Вы ничего не слышали. В случае всех пятерых человек, которые пришли сегодня, нет никаких доказательств, они смехотворные. Жаль, что суд не позволил вам увидеть, как следователи отвечают на наши вопросы. Они применяют специальные следственные меры в уголовном деле, по которому в заключении от 1 апреля 2025 года, им не позволено этого делать, все написано чёрным по белому. Вы задаёте им вопросы, а они не знают этих элементарных вещей", - посетовал адвокат на качество следствия.

Кто занимался вербовкой избирателей?
Из решений Кагульского суда следует, что одной из активных вербовщиц была жительница села Лучешты — Римма Тарасова. Она агитировала людей из соседних деревень, собирала их паспортные данные, обещала деньги за голосование "против" на референдуме и за определенного кандидата, помогла устанавливать на их телефоны приложение "Промсвязьбанк", куда приходили деньги.
В разговоре с журналистами TV8 Тарасова отрицала, что вербовала людей или получала за это деньги. Она признала, что была кандидатом от партии "Шанс" два года назад, но теперь не действует от лица партии, связанной с Шором. Женщина утверждала, что на все собрания блока "Победа" люди приходили по своей воле и отрицала показания, где свидетели рассказывали, что им обещали от 3000 до 5000 леев за участие в работе политической партии.
Тарасова заявила, что ничего не знает о группах в Telegram, где обсуждались переводы денег на подкуп избирателей на выборах президента и референдуме, а также о российском "Промсвязьбанке" и переводах в Молдову через приложение PSB. Она получила штраф в размере 32 тысяч леев, который пытается обжаловать, но пока проиграла дело в суде первой инстанции.
Опрошенные TV8 жители села утверждают, что несмотря на штраф, Тарасова продолжает организовывать собрания и работать на "команду Илана Шора". Некоторые пожаловались корреспондентке, что до сих пор не получили обещанных денег за участие в агитации за блок "Победа". Также одна свидетельница утверждает, что во время участия в местных выборах два года назад, Тарасова активно покупала голоса за свою кандидатуру. Люди деньги брали охотно, но многие голосовали потом за других кандидатов, так как испытывали антипатию к ней.
"Женщина, которая работает в магазине, Римма Тарасова, нас считала за пустое место. Мы ей помогали. Не пропустили ни одного собрания. Были и в Тараклии на протестах, и в Татарештах — везде были. Тех, кто голосовал против нее, она носила на руках, а нас, кто голосовал за нее, оттолкнула. Те, кто перед выборами нам говорили, когда мы ходили и раздавали газеты, что нам заплатят — нам ничего так не дали.
А те, кто был против нее, она даже платила им за то, чтобы голосовали — а они в итоге за нее не проголосовали. Она действительно платила за голоса. Она пошла за Шора только ради денег и точно их получила. Сейчас я слышала, что на ее имя возбуждено уголовное дело. А в прошлую пятницу она снова здесь собрание устроила, снова проводит агитацию. Свое дело сделала, за каждого человека получала деньги", — рассказала TV8 на условиях анонимности одна из жительниц села.
После этих обвинений, мы снова вернулись к Тарасовой, чтобы предоставить право на реплику. На все вопросы она ответила отрицательно — за голоса не платила, за раздачу газет тоже, на собрание "Победы" все ходили добровольно и голосовали, как сами хотели.

Семью с севера страны оштрафовали на 75 тысяч леев
Расследования коррупции на выборах идут не только Кагуле и в целом, на юге, но по всей стране. На севере страны 70-летние супруги Везетиу из села Сэрэтений Векь, Теленештского района, получили суммарный штраф в 75 тысяч леев (по 35 тысяч каждый) за электоральную коррупцию. Пожилые супруги утверждают, что не имели никаких связей с группой Шора и что их данные могли быть использованы без их ведома после участия в протестах в 2022 году, где они, как сами признали, что получили по 400 леев за посещение акции.
"- Мы не знали, что деньги пришли на счёт. Мы не разбираемся в телефонах. Я даже не знала, что деньги прислали — якобы 2 500 рублей. Когда пришла полиция, мы все отдали. Потом нам сообщили о штрафах. Мы не понимаем, за что.
- Вам сказали откуда эти деньги? И как их вы могли получить?
- Мне никто ничего не говорил, ни от партии "Шанс", ни от блока "Победа". Когда мы получили приглашение, поехали в Бельцы, посмотреть. Я больше ничего не знаю. Нам сказали, что 37 тысяч штрафа одному и 37 тысяч другому. За что? Не знаю. Мы никаких денег не брали, клянусь. Не видела ни лея в руках. Я даже детям об этом не сказала. Думаю, если заставят платить, продам свою долю. Что продавать, что отдавать? Умереть, что ли? Штраф мы должны заплатить. А те, кто действительно брал деньги, живут спокойно", — рассказала женщина.
Она признает, что в 2022 году участвовала в "платных протестах" организованных "командой Илана Шора" в Кишиневе. Каждому из них заплатили по 400 леев. Предполагает, что оставленные тогда "шоровцам" персональные данные использовали без ее согласия на выборах прошлой осенью.
"- Когда сказали про штрафы, я сразу пошла к госпоже Наталье.
- Кто такая госпожа Наталья?
- Та, что связана с Иланом Шором. Говорю ей: как так? А она мне отвечает: "Я тебя даже не знаю".
- Вы когда-нибудь виделись с этой Натальей на каком-то протесте или собрании?
- Раньше встречались на протесте, нам тогда платили по 400 леев, но это было давно. А на этих последних протестах не была, не ходила, ничего не знала", — рассказала женщина.

137 тысяч номеров в Молдове с сообщениями от российского "Промсвязьбанка"
Главным доказательством следствия стали данные, полученные от операторов мобильной связи: номера телефонов в Республики Молдова, с которых фиксировались соединения с приложением "Промсвязьбанк". По всей Молдове таких номеров оказалось 137 тысяч. Кроме того, полиция представила банковские выписки, свидетельские показания и материалы, собранные в рамках уголовных дел.
Правоохранители объяснили, что при неуплате штрафа в установленный срок дело передаётся судебным исполнителям. При неуплате, штраф может быть заменён на общественные работы.
После осенних выборов прошлого года более 18 тысяч человек получили штрафы за пассивную избирательную коррупцию (получение денежных взяток за голосование за определенного кандидата или на референдуме за необходимый результат). Сумма наложенных штрафов превышает 390 млн леев. В государственный бюджет уже поступило более 14 млн леев от штрафов. На сегодняшний день только чуть более 200 штрафов из 18 тысяч отменены судами из-за недостатка улик.
Власти утверждают, что у них есть достаточно доказательств — от банковских переводов до сообщений в мессенджерах. Более того, опасения усиливаются в контексте грядущих выборов в парламент. Схемы массового подкупа избирателей не исчезли, они лишь эволюционируют, в попытках скрыть потоки денег. А беглый олигарх Илан Шор прямо заявляет, что будет "финансово помогать" своим сторонникам в Молдове независимо от того, как это расценивают в Кишиневе.
Авторы оригинального материала: Gabriela Ursu и Stela Mihailovici






























































