В Украине нарастают протесты против нового закона, коснувшегося ранее независимого от других ветвей власти — Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), которые теперь перейдут в подчинение Генпрокуратуре.
Международные обозреватели критикуют президента Зеленского и пишут о том, что Украина встала на опасный путь, ведущий к авторитаризму. Сам Зеленский до сих пор прямо не упоминает ни молниеносно подписанный 22 июля закон № 12414 об ограничении полномочий антикоррупционных институтов, ни протесты против этого документа, которые прошли вечером во вторник в правительственном квартале в Киеве и еще в нескольких крупных городах Украины.
23 июля глава государства собрал всех руководителей правоохранительных и антикоррупционных органов и заверил, что все договорились работать "исключительно конструктивно" и провести рабочие встречи, для урегулирования разногласий.
Во время встречи, инициированной Офисом президента, руководители антикоррупционных институтов - НАБУ и САП - отметили, что принятые накануне законодательные изменения существенно ограничивают их независимость. Они выразили надежду, что решение пересмотрят.
"Отныне НАБУ и САП лишены гарантий, которые ранее позволяли им эффективно реализовывать свои задачи и функции в противодействии коррупции на топ-уровне. Для восстановления полноценной и независимой работы необходимы четкие и однозначные шаги на уровне закона, которые вернут отмененные парламентом гарантии.
В то же время НАБУ и САП подчеркивают свою преданность интересам украинского народа и продолжают работать над сохранением профессиональной способности обоих институтов и результатов, достигнутых за годы их деятельности", — отметили представители органов.
Издание Eurotopics, которое делает обзоры европейской прессы, собрало реакции на резонансные события в Киеве.
Реакции СМИ
"Предательство евромайдана". Главный редактор Українська правда Севгиль Мусаева видит в происходящем разворот в сторону авторитаризма:
"Это демонтаж антикоррупционной инфраструктуры, созданной после Революции Достоинства [Евромайдана] руками гражданского общества, благодаря давлению международных партнёров, по требованию украинцев, которые хотели честного, прозрачного государства. И которые отдали за это требование свои жизни. Сегодня этот выбор предан. Это решение - не просто предательство постмайданной архитектуры. Это - потеря ориентира, насмешка над памятью, начало авторитарного дрейфа, когда власть концентрируется в одних руках, где нет ни баланса, ни ответственности, ни страха быть разоблачённым".
"Русификация" Украины. Данная реформа делает Украину "несколько похожей на её заклятого соседа", - считает британский еженедельник The Spectator:
"Борьба за будущее Украины ведётся не только на поле боя, но и внутри её демократических институтов. Во вторник одна из таких битв была проиграна. ... Этот закон приближает украинцев к той стране, от которой они хотят во что бы то ни стало отдалиться. Если закон не будет отменён, то президент Зеленский рискует спровоцировать народ на новый Майдан на Площади независимости. И этот момент может быть ближе, чем кажется президенту".
Украина рискует многим. Президент Зеленский рассердил не только украинцев, но и своих западных партнёров, - полагает варшавская Rzeczpospolita:
"Последствия, с которыми предстоит столкнуться украинской власти из-за принятого решения, трудно предвидеть. Владимиру Зеленскому уже в ближайшее время придётся что-то делать с реакцией украинского общества, своих политических противников, а также всего демократического мира, который поддерживает Украину. Тем более, что в деле борьбы с коррупцией у Киева ещё много работы. В прошлогоднем рейтинге прозрачности, опубликованном Transparency International, Украина находилась примерно на уровне Алжира".
Киев сделал "шаг назад" от ЕС. С таким подходом страна "ставит под угрозу своё сближение с Евросоюзом", - предупреждает и римская La Repubblica:
"Борьба с коррупцией, принявшей характер эндемии, от которой Украина задыхается на протяжении десятилетий, за последние годы привела к улучшениям. Эта борьба является одной из важнейших предпосылок для вступления страны в Евросоюз. Поэтому неудивительно, что вчера еврокомиссар по расширению сообщества Марта Кос выразила свою озабоченность по поводу нынешней реформы, расширяющей полномочия президента и представляющей собой 'серьёзный регресс' по сравнению с прогрессом, которого Киев достиг в последние годы".
А настолько ли эффективны были антикоррупционные органы? На портале украинского агентства Унiан политолог Виталий Кулик, напротив, усомнился в эффективности НАБУ.
"На выходе там - НОЛЬ! доведённых до посадок коррупционеров ТОП-уровня. ... Существующая антикоррупционная архитектура оказалась в целом неэффективной. Поэтому я не поднимаю вселенский плач по законопроекту №12414, и не 'прячу' борьбу с коррупцией или евроинтеграцию. Ведь США и ЕС всё равно будут требовать прозрачности и повышения эффективности использования помощи. Этой власти придется всё равно выстраивать механизмы и искать приемлемый дизайн для антикоррупционной инфраструктуры".
Зеленский паникует. Журнал The Economist назвал новый закон "панической мерой", направленной на защиту окружения Зеленского от антикоррупционных расследований.
В материале отмечается, что закон рассматривается аналитиками "как удар по реформам Майдана" и "поворот к авторитаризму". Им недовольны не только политические противники, но и соратники самого Зеленского, многие не ожидали, что подобный закон могут принять так быстро и без общественных обсуждений. В ЕС попытались отговорить власти в Киеве от этого шага, но не были услышаны.
The Economist резюмирует, что закон бросает тень на будущее Украины и её многолетние антикоррупционные усилия.
***
22 июля Верховная Рада Украины голосами 263 народных депутатов приняла во втором чтении законопроект №12414 "О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно особенностей досудебного расследования уголовных преступлений, связанных с исчезновением лиц без вести при особых обстоятельствах в условиях военного положения", с правками, согласно которым антикоррупционные органы НАБУ и САП становятся зависимыми от решений генерального прокурора.
Перед этим, 21 июля у 19 сотрудников НАБУ в разных частях прошли обыски. Детективом вменяли государственную измену, незаконные связи с Россией и с ФСБ, коррупционных действиях в интересах олигархов. Обыски проходили без решений суда.
































































