Конституционный суд в Молдове больше не является зависимым политически и не будет подстраиваться под чьи-либо "хотелки", по указке властей принимать те или иные решения. Нынешний коллектив достаточно профессиональный и что немаловажно, независимый политически. С таким мнением в вышедшей в эфире 1 сентября программе "Новая неделя с Анатолием Голя" на TV8 выступил бывший премьер-министр Молдовы Ион Стурза.
Отвечая на вопрос ведущего, что он имел в виду, сказав в одном из интервью фразу "Конституционный суд наш", Стурза ответил, что подразумевал его принадлежность к народу и обществу, но его цитату вырвали из контекста и восприняли как установление политического контроля нынешних властей над КС. Гость программы категорически отрицает такую интерпретацию.
Он отметил, что на подкастах позволяет себе "определенную степень иронии". А если говорить серьезно, то КС сейчас более независим, чем был ранее, при прошлых правительствах, уверен экс-премьер.
"Больше не будет ситуации, когда Конституционный суд по чьей-то хотелке, какой-то личности, политического руководителя или партии, запрещает президента на одну ночь, чтобы быстро подписать какие-то законы, или может исключать из политического процесса кандидатов, премьер-министров, потому что есть какие-то «обоснованные подозрения». Нынешний состав Конституционного суда достаточно самостоятельной личности. Достаточно умудренные.
Они хорошо подготовлены. Потому что она не простая роль, прочитать Конституцию и давать интерпретации. Здесь есть и политическая составляющая. (…) Но я не думаю, что кто-либо из них будет подстраиваться под чьи-то хотелки, как это в прошлом неоднократно случалось. Мы можем быть спокойны", — отметил Стурза.
***
Высказывание Стурзы разошлось по СМИ
11 августа в интервью программе Adevăruri экс-премьер Ион Стурза отвечая на вопросы журналистки, исключил ситуацию, что в Молдове могут назначить пророссийского премьер-министра в случае проигрыша правящей партии на выборах и создания в парламенте пророссийской коалиции. Он заявил, что президент Санду откажется утвердить ее кандидатуру, но при этом не повторит судьбу бывшего президента Игоря Додона, которого КС четыре раза временно отстранял от должности из-за отказа подписать решения парламента.
"Мы входим в историческую аналогию, когда Додон отказывался от чего-то, его на день отстраняли, но Конституционный суд - наш", - отметил Стурза в цитируемом фрагменте.
На следующий день председатель Конституционного суда Домника Маноле публично отреагировала на публикации СМИ, подчеркнув, что "Конституционный суд - это независимый орган и подчиняется только Конституции".
Переназначение судей КС в августе и критика оппозиции
16 августа истек срок полномочий пяти судей Конституционного суда, их мандат длился шесть лет. 17 августа в парламенте прошло переназначение: от Законодательного органа назначены Люба Шова и Николае Рошка, со стороны правительства — Домника Маноле и Серджиу Литвиненко, от Высшего совета магистратуры — Ион Маланчук. Маноле вновь стала председателем КС, полномочия председателя длятся три года. Шестой судьёй суда осталась Виорика Пуйкэ, ее назначили в 2023 году и мандат не успел истечь.
Во время присяги судей депутаты от Блока коммунистов и социалистов выступили с обвинениями властей в установлении политического контроля на КС и развернули баннеры с лозунгами: «Конституционный суд принадлежит народу!», «Конституционный суд не ваш!» и «Нам не нужен карманный суд!».

Председатель парламента и лидер PAS Игорь Гросу отверг обвинения и написал на своей странице в Facebook, что "все судьи, назначенные на протяжении многих лет, демонстрировали профессионализм, преданность, честность и стремление строить правовое государство у нас дома".
"Тем, кто рвёт на себе рубашку ради демократии, напоминаю, что ранее они захватили государство и подчинили государственные институты олигархическим группировкам и Кремлю. Они не могут себе представить, а на самом деле и не хотят, чтобы эти институты были сильными и независимыми", — заявил Гросу.
Согласно Конституции, Конституционный суд состоит из шести судей, назначаемых на шесть лет. Двое из них назначаются парламентом, двое — правительством и двое — Высшим советом магистратуры. Судья Конституционного суда может занимать эту должность не более двух сроков.




























































