Нынешние парламентские выборы в Молдове, как это уже бывало неоднократно, стали выборами между Западом и Востоком. Но в отличие от прошлых кампаний, Молдова не стала молча терпеть различные попытки вмешательства России, начиная с продвижения "своих" политиков, журналистов и медиа, заканчивая сетями подкупа избирателей и даже "боевыми" сетями. На этот раз Кишинев дал отпор, и это оказалось для Москвы неожиданностью. С таким мнением в программе "Новая неделя с Анатолием Голя" на TV8 выступил 29 сентября политолог Виталий Андриевский.
Он отметил, что Россия играла "в долгую", системно и комплексно работая с различными агентами влияния и выстраивала свои сети, более того, в последнее время даже пытаясь влиять на молдавскую диаспору, чего раньше не наблюдалось. Чего в Кремле не учли — так это решительности властей и общества противостоять этим действиям, раньше Кишинев вел себя более пассивно.
"Раньше все было как в строчке из стихотворения Лермонтова "Бородино" — "мы долго молча отступали". Долго Молдова всё это проглатывала, эту "работу" и мы боялись жёстко выступить против России. И после второго тура президентских выборов, худо-бедно произошёл этот перелом, который оказался для России неожиданным. Они были уверены, что они подавили и запугали Молдову, что она так жестко не выступит. В этом велика роль президента Майи Санду и гражданское общество достаточно активно выступило, возник такой "всенародный отпор" и это сыграло значительную роль", — отметил Андриевский.
С другой стороны, помимо противодействия власти и общества, влияние оказала нерешительность и неуемные личные амбиции некоторых лидеров оппозиции.
"Игорь Додон так и не стал национальным лидером, возможно, благодаря той истории с "кульком", которая повисла на нем. Но продолжал цепляться за то, чтобы быть в первых рядах. И это сыграло очень негативную роль. Потому что, прямо скажем, то что получил "Патриотический блок" это абсолютный мизер. Они были уверены, что спокойно наберут больше 30-35%, или даже ещё больше. Кремль в последнюю очередь делал ставку на Додона, они очень долго думали, знали все его слабые стороны, а потом оказалось, что других [претендентов - прим.] нет. И пришлось им работать с Додоном", — заявил политолог.
По его мнению, в блоке изначально были очень натянутые отношения, амбиции Додона "быть главным" при негативном фоне, который он имел за собой, раздражали Владимира Воронина и Ирину Влах. Это старались скрывать, но иногда, в публичных заявлениях, прорывалась критика или недовольство.
В "Патриотическом избирательном блоке Социалистов, Коммунистов, Сердца и Будущего Молдовы" ранее неоднократно заявляли, что у них нет конфликтов внутри, а слухи об этом продвигают власти и недоброжелатели. Примечательным стал скандал месяц назад, когда Владимир Воронин в эфире TV8 прямо признал, что Додон брал деньги у Плахотнюка на финансирования Партии социалистов и даже назвал точную сумму "в кульке". Но на следующий день на сайте Партии коммунистов появилось сообщение, где Воронин отказался от своих слов, и заявил, что его "спровоцировали" и это был "сарказм".
***
По предварительным итогам в парламент проходят пять формирований: Партия "Действие и Солидарность" (PAS) (50,20%) и 55 мандатов; "Патриотический избирательный блок Социалистов, Коммунистов, Сердца и Будущего Молдовы" (24,17%) и 22 мандата; Блок "Альтернатива" (7,96%) и 8 мандатов; "Наша партия" (PN) (6,20%) и Партия "Демократия дома" (PPDA) (5,62%) по 6 мандатов каждая.
































































