Журналистка и медиа-менеджер Мариана Рацэ, соосновательница независимых телеканалов TV8 и 1TV, дала интервью международному изданию Forbes. В нем она рассказала о вызовах для журналистов и независимых СМИ, мотивации и суровых реалиях медиа-рынка Молдовы.
Запуск TV8 в 2017 году стал актом смелости в условиях олигархического режима. Проект появился на "голом энтузиазме", без какого-либо бизнес-плана.
"TV8 не появилась в результате SWOT-анализа или бизнес-стратегии. Это телеканал, рожденный из журналистских инстинктов и жажды правды",— вспоминает Рацэ.
Проект создавался в период давления и запугивания независимых СМИ, так как "независимая пресса была одним из главных врагов" бывшего фактически политического лидера страны Влада Плахотнюка.
В отличие от TV8, новый телеканал 1TV, запущенный в партнерстве с украинской продакшн-компанией, имеет иную концепцию: "1TV родилась из бизнес-рассуждений, но также чтобы предложить здоровую альтернативу русскоязычной аудитории Молдовы, десятилетиями находившейся под влиянием пропагандистских каналов Москвы".
Рацэ подчеркнула, что оба телеканала, хотя и входят в одну медиагруппу, имеют разные идентичности. TV8 — это информационно-аналитический канал, входящий в тройку самых влиятельных и надежных телеканалов страны, с молодой и образованной аудиторией.
"Самое важное достижение за восемь лет работы TV8 — это доверие зрителей. В ключевые для страны моменты люди выбирают нас для получения информации", — отметила журналистка.
В то же время 1TV ориентирован на русскоязычную аудиторию и помимо информирования через новости, делает акцент на развлекательный контент с продвижением европейских ценностей. Рацэ подчеркнула, что эта ниша игнорировалась в Молдове 30 лет:"За 30 лет независимости в стране не было создано ни одного телеканала с европейскими ценностями для русскоязычной аудитории, оставленной на растерзание российской пропаганде".
Финансирование независимых СМИ остается серьезной проблемой. TV8 и 1TV на 50% поддерживаются европейскими фондами и грантами, остальная часть доходов поступает от рекламы. Однако Рацэ предупреждает, что "финансовые реалии рынка делают невозможным существование телеканала только за счет рекламы".
Медиарынок Молдовы в 2024 году составил всего 7 млн евро, разделенных между примерно 20 телеканалами. "Нельзя развивать рынок, обесценивая его", — отметила Рацэ, указав, что в Молдове реклама продается на каналах с аудиторией за 4 евро за CPP, в то время как в Румынии — за 140 евро (CPP — cost per point) — это стоимость за пункт рейтинга. Показатель отражает цену, которую нужно заплатить для информирования или охвата 1% аудитории).
Она также раскритиковала несоблюдение квот на оригинальный контент своего производства: "Большинство предпочитают платить штраф в 3000 евро раз в полгода, чем вкладывать 2 миллиона евро в год в продакшен".
Война в Украине сильно ударила по медиарынку: независимые телеканалы потеряли 80% рекламных бюджетов за неделю из-за "негативного контента, связанного с войной". Однако конфликт способствовал "очищению медиапространства": в 2022–2023 годах 16 телеканалов, связанных с олигархическими группами и российскими интересами, лишились лицензий.
Для 1TV одной из главных проблем остается нехватка профессиональных русскоязычных журналистов: "Найти хороших и честных журналистов, говорящих на русском, чрезвычайно сложно", — отметила Рацэ.
О состоянии медиарынка Молдовы она говорит прямо: "Если бы я была фермером, я бы сказала, что у нас плодородное поле, но пшеница не растет, потому что ее душат сорняки". По ее мнению, рынок страдает от недобросовестной конкуренции и ретранслируемого контента из Москвы.
Рацэ считает, что решение — не в сокращении числа телеканалов, а в развитии рынка: "Нужны разнообразие, качество и сотрудничество между всеми игроками".
"Сохранять объективность и беспристрастность — значит наживать много врагов", — отмечает журналист и медиа-менеджер. За годы работы команда TV8 столкнулась с десятками судебных исков, угроз и кампаний по дискредитации. "Самое сложное — это добиться и сохранить финансовую независимость", — подчеркивает она.
Несмотря на трудности, Мариана Рацэ остается оптимистичной: "Все эти недостатки можно превратить в возможности. Нам нужны сильные медиагруппы, которые установят здоровые правила на рынке. Это то, что мы пытаемся создать".





























































