Нобелевскую премию по химии 2025 года присудили Сусуму Китагаве, Ричарду Робсону и Омару М. Яги "за разработку металлорганических каркасов". Обладатели награды создали революционные пористые материалы для различных применений — от хранения газа до доставки лекарств.
Как сообщает Нобелевский комитет, лауреаты премии по химии 2025 года создали молекулярные конструкции с большими пространствами, через которые могут проходить газы и другие химические вещества. Эти конструкции — металлоорганические каркасы — могут использоваться для сбора воды из воздуха пустынь, улавливания углекислого газа, хранения токсичных газов или катализа химических реакций. Разрабатывая металлоорганические структуры, лауреаты предоставили химикам новые возможности для решения некоторых из стоящих перед нами задач.
Найдены новые способы создания совершенно новых материалов "с большими полостями" внутри, которые позволяют входить в них и выходить молекулам из того же материала. В них можно хранить огромные объемы газа в очень маленьком объеме самого материала. И не только газа.
"Металлоорганические каркасы обладают огромным потенциалом, открывая ранее невиданные возможности для создания материалов с новыми функциями"— отметил во время присуждения премии Хайнер Линке, председатель Нобелевского комитета по химии.
***
На этой неделе стали известны обладатели двух нобелевских премий — в области физиологии и медицины и в области физики.
9 октября назовут обладателя премии по литературе, а 10 октября в Осло — лауреата премии мира. Обладатель премии по экономике памяти Альфреда Нобеля, учрежденной Государственным банком Швеции в 1968 году, станет известен 13 октября.






























































