Заочно осужденный в Молдове по делу о "краже миллиарда" и скрывающийся от правосудия в Москве политик Илан Шор просто использовал Гагаузию для противостояния Кишиневу и попытки прийти к власти в Республике Молдова. После поражения на выборах в парламент, он объявил о сворачивании своей деятельности и многие, кто ему поверил, остались один на один со своими проблемами. Для центральных властей сейчас важно восстановить диалог с автономией, где всегда были люди, готовые к этому диалогу, заявил 27 декабря в программе "Мнение с Юлией Будеч" депутат Народного собрания Гагаузии Александр Тарнавский.
"После 2 лет безраздельного правления Илана Шора в Гагузии на наших глазах происходят важные изменения. Триггером этих событий стали парламентские выборы в Республике Молдова. Ставка Илана Шора на некоторых политических игроков провалилась. Власть в Республике Молдова сохранилась. Главной идеей и целью Шора был демонтаж официальной власти в Кишинёва, приход его к власти и Гагаузии был лишь одним из элементов этой политической игры", — заявил Тарнавский.
Он отметил, что ряд политических игроков, ангажированных с Шором, в основном это руководители местных органов власти в Тараклии и Оргееве, начали уходить в отставку. Но пока, по Гагаузии данной тенденции не наблюдается. Региональная исполнительная власть, которая была сформирована и поддержана Шором, пошатнулась, но все еще остается и сохраняет влияние.
Главной проблемой остается то, что "в обществе довольно медленно происходит осознание той трагичной ситуации, в которую загнал автономию Шор", считает гость программы. По его словам, предстоит еще большая работа, чтобы проинформировать людей о произошедшем, показать цифры и документы, к какому ущербу привела конфронтация Комрата с Кишиневом, отсутствия диалога и фактическая изоляция, которую избрали "шоровцы". Как автономия потеряла не только поддержку от Кишинева, но и крупных международных доноров.
"Илан Шор не пришёл созидать. Если кто-то попытается объяснить, какое у него было политическая кредо или устав его политических партий, наверное не ответит. Потому на самом деле — это преступная деятельность, просто облечённая в политическую деятельность. Уходят его сторонники, а власть, которая держится на обмане, на деньгах, на манипуляциях, она не может быть долгой.
Этот процесс должен стать необратимый, и Молдова должна укрепить свои демократические институты, в том числе систему правосудия для того, чтобы [искоренить - прим.] феномен Илана Шора, преступной электоральной коррупции. На местном уровне, на региональном, на национальном — идёт подмена самой демократии, когда люди выбирают не самых достойных, а тех, у кого больше денег", — считает Тарнавский.
По его словам, Кишинев тоже не показывал часто желание вникать в происходящее в автономии, действуя, в основном, жестко и реактивно. Центральные власти почти не показывали своего присутствия в автономии, что и отражают результаты по Гагаузии недавних национальных выборов. Но сейчас появилась возможность для выстраивания нового диалога с представителями местных властей, гражданского общества и обычными людьми, уверен Тарнавский.


























































